Тут, на месте бывшего лагеря смерти, давным-давно уже современный, красивый и уютный микрорайон Минска — Масюковщина. А в самом его центре – памятник-монумент, где горит Вечный огонь. Совсем рядышком ротонда (своеобразный музей для хранения исторических документов) с «Книгой Памяти», в которой фамилии более девяти тысяч погибших, которые удалось установить. Честно говоря, о трагедии этого клочка белорусской земли обильно политого кровью и слезами, до краев переполненного муками советских военнопленных , далеко не всем жителям известно. Здесь, где памятник-монумент, только место погребения зверски замученных более восьмидесяти тысяч солдат и офицеров Красной Армии, а вот сам концлагерь был через дорогу, где сегодня многоэтажные жилые дома.
До войны в этом пригороде столицы в небольшом лесном массиве возле самой железной дороги располагались советские воинские части. Как раз тут фашисты и создали огороженную колючей проволокой с электротоком по ночам зону зверств и изощренных мучительных для человека пыток – «Шталаг – 352». Ибо задача у них была простой – массовое уничтожение пленных. Эти пленные пулю получали по любому поводу: кто-то бросил просто косой взгляд в сторону офицера, кто-то перед ним медленно снял шапку, в этот момент у охранника было плохое настроение, многих немцы застрелили, как это делается в тире – так нацисты развлекались, отрабатывая навыки стрельбы по движущим целям.
Господи, да им же не обязательно было расстреливать, вешать или забивать людей дубинками: условия содержания были такими, что большинство умирало от истощения, холода, болезней, изнурительного труда. Почти восемьдесят процентов красноармейцев находились под открытым небом. А в полуразрушенные деревянные бараки всего-то на 60-70 мест сгоняли – до 500 человек. Провинившихся немцы отправляли в карцер — этакую полуземлянку высотой чуть больше метра, где вместо крыши только натянутая колючая проволока и пол бетонный заливали водой. Человек там все время находился на четвереньках – ни встать, ни лечь. Из карцера людей доставали полуживыми, чаще – мертвыми. По воспоминаниям чудом выживших узников лагеря, там ставилась чугунная ванна с баландой из гнилой картошки, очистков и затхлой крупы, за которой выстраивалась огромная очередь людей с консервными банками, котелками, а то и просто с пилотками, куда зачерпывалась эта дурно пахнущая бурда. Но даже ее всем не хватало. Ели траву и лягушек тоже. Людей заедали вши. Воды в бараках не было. Пленные собирали смешанный с грязью снег, ждали пока он растает, а потом пили эту мутную еще и с бациллами жижу.
Да сегодня даже самым талантливым фантастам не по зубам такое придумать. И писатель Николай Гаврилов, оказывается прав, когда в своей книге об этом Шталаге «…И отрёт Бог всякую слезу» писал: «…Как нам сытым, живущим в тепле, под мирным небом, сейчас понять то, что пережили люди в эту страшную войну? Как нам почувствовать то, что чувствовали люди в плену у врага? Это — невозможно». А ему не только можно, но и нужно поверить. Ведь, он успел опросить еще живых свидетелей тех страшных событий, по крупицам собрать историческую правду по архивным документам и своим убедительным словом публициста создать лучший памятник всем, всем, всем невинно убиенным советским воинам, которые «умирали в муках души и тела, но не шли на службу врагу и не предали свою веру и свою Родину».
Знаете, это место уникальное. Его уникальность в том, что оно по сути единственное место на территории бывшего СССР, где пока еще сохранились здания – немые свидетели преступлениям нацистов и стойкости духа красноармейцев, которые не стали предателями. И когда несколько лет тому назад строители снесли барак, где деревянные стропила были исписаны именами узников, неравнодушные люди встревожились. Общественность, историки, писатели, члены инициативной группы «Сохраним Масюковщину», представители поисковой группы «Бацькаўшчына» начали бить тревогу: забросали инстанции письмами, в которых объясняли чиновникам важность для потомков этого «Шталага–352», как напоминание о злодеяниях нацистов и как часть трагической истории Минска, Беларуси, народов бывшего огромного Советского Союза. Тогда некоторые артефакты удалось спасти, многие были повреждены, часть вывезли на свалку.
Но главное, и власти Минска, и следственный комитет, и прокуратура уже зафиксировали места, где проводились массовые захоронения узников лагеря «Шталаг-352» и где до сих пор раскопки не велись. Думается, в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в ходе Великой Отечественной войны эта работа ускорится.
Рядом с ныне действующим мемориалом уже возвели храмовый комплекс: церковь Воздвижения Креста Господня и там же музей подвига советских военнопленных, где собрана уникальная экспозиция. Низкий поклон священнику отцу Олегу Кунцевичу. Это его молитвами и при его участии появилось такое место, где не только молодые люди, но и даже старшее поколение вздрагивает, содрогается, ужасается, узнав подробности бесчеловечных деяний варваров ХХ века. Ну, а непосредственные дети обычно не могут понять: «Почему люди убивали друг друга? Почему пленных не кормили? Почему их держали на морозе? Почему к людям относились хуже, чем к животным?» Отец Олег признается: «Значит, труд большого коллектива специалистов достиг своей цели».
На службе в своих проповедях батюшка Олег обязательно напомнит прихожанам о жертвах войны: «И души тех, кто погиб в этом лагере смерти, заслужили, чтобы мы о них не только помнили, но и просили Бога о прощении их грехов, сохраняя тем самым для жизни и свои бессмертные души».
Иногда останавливаю свою машину и неторопливо подхожу к Вечному огню. Всматриваюсь в алые языки пламени, читаю на гранитной плите обращение к потомкам — «Схіліце галовы…” и сразу же вспоминаю своего отца, Иллариона Борисовича, участника двух войн. На финской он служил в строительном батальоне. Представляете, под шквальным огнем врага и по пояс в ледяной воде он возводил переправы для войск. А вот Великая Отечественная застала его на Украине, где отец продолжал службу в качестве связиста.
За годы войны дважды попадал в плен. Первый раз – на Украине. Его рассказы и прочитанные мной воспоминания свидетелей убеждают, что почерк уничтожения людей у фашистов один и тот же. Сами пленные возводили, чаще всего, у железной дороги забор, сами натягивали колючую проволоку, получали раз в сутки мизерный кусочек хлеба и работали на износ. Постоянно подвергались унижениям. Умирали от холода, голода, издевательств.
И сегодня просто диву даешься, как это они – и мой отец, и другие военнопленные, пройдя все муки земного ада остались настоящими людьми, сохранили жажду жизни, чистоту и порядочность своей души, смогли после этого еще и героически сражаться за Родину, защищать отчий дом и семью, созидать и творить добро. Ведь, после плена Илларион Борисович прошел еще не одну сотню фронтовых дорог и за свои подвиги был отмечен боевыми наградами. Всю жизни гордился только медалью “За боевые заслуги”. А вот совсем недавно журналист Иван Жданович в интернете нашел сведения, что мой отец был представлен еще к одной награде, о которой он при жизни даже не догадывался.
Первый раз из плена сумел бежать. Тайными тропами они с односельчанином добрались до родной деревни. Ну, а после освобождения белорусских земель Иллариона Борисовича вновь призвали в армию. И снова в Прибалтике небольшой отряд бойцов попал в окружение. И снова очередной лагерь для военнопленных, но уже в Польше. И снова на его глазах очередное безжалостное уничтожение советских людей. Второй раз из плена его освободили наши войска. Как сказал отец Олег: “Значит, Господь его зачем-то оставил на этой земле”. Но не “зачем-то”, а затем, чтобы он оставил в наследство дом, воспитал достойных стране детей, заложил и вырастил яблоневый сад, где бы каждую весну зацветали яблони в память о тех, кто навечно остался в братских могилах не только на опаленной войной земле, но и здесь в Масюковщине – “Шталаге-352”.
О войне отец не любил вспоминать. Но мы чувствовали его постоянную боль незаживающих душевных ран по обрывкам фраз во сне, скрежету зубов и громким вздохам по ночам. Нередко замечали слезы на его щеках. Думается, в эти минуты к нему возвращались ужасы чудом пережитого прошлого. И древние уж точно меня убедили, что у войны, действительно, взгляд Медузы Горгоны – этакого чудовища с женским лицом и змеями вместо волос. Кстати, дошли слухи, что такой взгляд страшилища обращал человека в камень. Позже Константин Бельмонт назовет войну “разнузданностью страстей в театре сатаны”.
Всматриваясь в алые язычки пламени Вечного огня у памятника-монумента, невольно задумываешься: “Ну, что же это нынешним оголтелым — и американцам, и европейцам — неймется?” Очевидно, напрочь отшибло память и забыли плачевные уроки бесноватого фюрера поставить на колени наш славянский народ. Мало того, что на белорусской земле еще с прошлой войны остались кровавые следы фашистов, что мы не досчитались каждого третьего белоруса и сегодня нам просто не хватает погибших врачей, учителей, строителей, музыкантов, так ведь они же еще методично и уже открыто стягивают к нашим границам все свое современное вооружение, полчища обученных солдат и офицеров, без стыда и совести возрождают фашизм А этот фашизм уже по всей освобожденной советским солдатом Европе смело поднял свою задурманую реваншем голову.
Да-да, тот самый фашизм, который еще Уильям Шекспир когда-то назвал “псом войны”. Просто каленым железом они пытаются выжигать историческую память: переписывают историю Второй Мировой войны, под чистую сносят памятники солдатам-освободителям, меняют названия улиц, площадей, парков, носивших имена героев сражений на имена пособников фашизма, оправдывают геноцид, лживой информацией в интернете разрушают символы Великой Победы, накачивают смертоносным оружием украинских националистов. Как-то стало даже чуточку тревожно: в воздухе запахло опасной грозой, небо все больше и больше затягивается зловещими тучами. И уж совсем безрассудно горячие головы открыто заговорили о Третьей мировой войне, в которой вряд ли будут победители, а вот ветеранов этой войны точно уже не будет.
Вот почему моя продюсерская творческая группа долго собирала материалы и тщательно создавала фильм о трагедии военнопленных в Масюковщине – “Шталаг – 352. Предупреждение неофашизму”. Мы попытались в пяти частях донести до молодого поколения историческую правду о зверствах фашистов и их прислужников – полицаев по архивным — и советским, и немецким – документам и фотографиям, по воспоминаниям выживших в том лагере, по артефактам поисковых групп, по материалам нескольких номеров рукописной газеты “Пленная правда”, которую выпускал в санитарном бараке для сыпнотифозных будущий журналист и писатель Степан Злобин. Мы использовали в фильме мнения историков-краеведов, архивистов, писателей, священников, экскурсоводов.
Наш фильм – это предупреждение всем-всем ныне живущим на нашей земле – и молодежи, и “Иванам, не помнящим родства”, которых из мирной, спокойной, благополучной Беларуси так и тянет за разрекламированный, как они думают, сытый бугор, где, мол, достаток приходит “по-щучьечу велению”, просто так – на халяву. А там ведь уже давным-давно девальвировались человеческие ценности и память о миллионах убиенных жизней на войне в угоду поджигателей конфликтов и национальных распрей, словно песчинки ветром, разнесло по таким далеким уголкам истории, которые от сегодняшнего поколения молодых они держат за семью замками.
Наш фильм – это напоминание, что сейчас, как никогда раньше, надо быть бдительными, ибо мы уже оказались на фронте, правда, пока только на информационном, но не менее опасном. Пока сражение идет за наши умы, за наше сознание: проверяется наш патриотизм к своей Родине, проверяется наша готовность защищать свое мирное небо. И это неспроста. Жить, конечно, мы стали лучше. Но мы стали почему-то грубеть, привередливыми, капризными, раздражительными и уж как-то легко податливыми на провокации. Да, все хотели бы жить на личной вилле и получать кучу денег. Но ведь такого нет нигде. Реваншисты, конечно, пытаются у нас найти себе сторонников, они в поисках слабого звена в наших рядах, то есть сколачивают пресловутую “пятую колонну”, готовую плечом к плечу с врагом выступить против своего же народа.
И тут – равнодушие, замалчивание достоверных исторических фактов, их вольная трактовка, не уважение к памяти своих предков, отдавших в той войне жизни за то, чтобы мы уберегли от любого посягательства пришельцев с мечом нашу синеокую Беларусь — может дать возможность разгуляться по полной своей иезуитской программе прямо на глазах стремительно возрождающемуся неофашизму. Ведь, это уже не секрет, что и НАТО, и Европейский Союз открыто выступают ключевым инструментом фашизации всего коллективного Запада.
Помните, как-то выдающийся тюркский поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни еще в XI веке заметил: «Ты сам умрешь и превратишься в прах,/А слово в чьих-то будет жить устах». Вот и мы надеемся, что наш фильм в правдивых словах и документальных видеофактах станет погибшим в «Шталаге – 352» настоящим памятником для потомков.
Недавно сын солдата Великой Отечественной мне так и написал: «Этот фильм не только напоминание, но и – урок, который должен выучить каждый. Ибо, если забудем войну, то она обязательно повторится». Николай Котов, чувствовалось, что был очень взволнован: «Когда на экране появились изможденные лица, я старался всмотреться в каждое. Ведь, молодые ребята были ровесники моего отца Конона, который не вернулся из такого же концлагеря под Барановичами. Нет-нет он не ушел от нас, а еще до сих пор живет в моей памяти, в памяти близких мне людей». Человек совершенно мирной профессии — хореограф, почетный гражданин города Турова в нашем фильме заметил много исторической хроники и, главное, попытку разбудить у молодежи память о тех, кто дал им возможность жить, учиться, творить под мирным небом. Неравнодушный к судьбе своего Отечества Николай Котов просто уверен, что этого мы никогда не должны забывать, чтобы на нашей многострадальной земле больше не было войны.
Нам хотелось, чтобы фильм «Шталаг – 352. Предупреждение неофашизму» на сайте «buntar.by» посмотрело, как можно больше не только ветеранов журналистики, но и неравнодушной общественности, чтобы потом при встрече со школьниками, студентами, подростковой молодежью они могли достоверно рассказывать о трагических событиях нашей истории и истории города Минска.
Итак, заходите на наш сайт «buntar.by»
Валерий Сороко,
заслуженный журналист Белорусского союза журналистов, писатель, продюсер, юрист, меценат