Профессия его выбрала сама

Ветеран

Анатолия к фотографии приобщил отец. У него тогда был фотоаппарат «Зоркий ЗС». Он много снимал то в Крыму, то в Москве, то на Волге, где ему приходилось бывать. А потом дома в ванной комнате проявлял, печатал, сушил. Любознательный и шустрый пацан не мог пропустить завораживающую магию появления на свет этого чуда — фотографии и все время, как говорили домашние, крутился под ногами у родителя, который вслух, очевидно, для малыша, повторял процесс создания фотографии. Вот так и врезались в память не только термины, но и строгая последовательность работы. Позже, будучи  школьником, серьезно засел за учебное пособие «25 уроков фотографии». И снимал родных, друзей, природу просто — на загляденье, с каким-то особым своим видением. Думается, уже тогда профессия его выбрала сама. Но в старших классах у Анатолия совсем не хватало времени на это. Он сначала занялся в Доме офицеров гимнастикой и в Доме пионеров не пропускал занятия радиокружка. Уже тогда он по сплошным головоломкам загадочных схем собирал «говорящие приборы». Как раз это увлечение и стало его первой профессией.

Анатолий Дрибас заканчивает Минский радиотехнический институт. Молодой специалист с дипломом в руках в Минске проходит от института всего-то квартал и на улице Гикало открывает двери Конструкторского приборостроительного бюро: это через некоторое время он станет Минским научно-исследовательским приборостроительным институтом и переместится на улицу Якуба Коласа. А тогда, после страшного Чернобыля, способного радиоинженера включили в состав творческой группы по проектированию приборов измерения радиации различного назначения. Но пришло время служить в армии, хотя на военной кафедре института заслужил офицерский чин. Все равно молодого лейтенанта отправляют на радиорелейную тропосферную станцию системы связи «Горизонт». Прощание с женой Наташей и двухнедельным первенцем Максимкой было недолгим.

Сначала самолет приземлился в Норильске, а оттуда – прямым рейсом в восточную часть полуострова Таймыр, в самый северный населенный пункт Советского Союза Хатанга, что по-евенкийски означает «большая вода» или просто «много воды». Да-да, это важный порт с выходом по реке в море Лаптевых. Конечно, в поселке жизнь кипела, а вот на станции, которая обосновалась всего-то в семи километрах, было после дежурства тоскливо и одиноко, а зимой еще и темно, и жутко холодно. Когда-то эту магистральную тропосферную радиорелейную линию, созданную для связи с отдаленными регионами огромной страны, обслуживали гражданские связисты. Но из-за очень тяжёлых социально-бытовых условий в местах расположения таких станций желающих тут работать становилось все меньше и меньше. А охватить надо было почти шестьдесят процентов территории СССР. Протяженность одних только линий связи составляла больше тринадцати тысяч километров. Пришлось привлекать военных. Вот почему минчанин оказался на краю света в гарнизоне из тридцати человек, среди которых было только четыре дипломированных сменных радиоинженера. Тогда-то Анатолий Дрибас вспомнил о своем школьном увлечении. Уговорил замполита раскошелиться и купить фотоаппарат «Любитель», увеличитель «Нева», химикаты, пленку, фотобумагу, ванночки. С тех пор он так и не выпускает из рук фотоаппараты и в фотографиях оставляет потомкам памятники времени.

И это молодого офицера так увлекло, что он даже не заметил, как пришло время паковать негативы невиданных им до селе красот Северного края и навсегда прощаться с этим удивительным местом, так не похожем на его близкую сердцу вечно зеленую и голубую Беларусь. Пять дней колесил Анатолий Дрибас из одного конца огромной страны в другой. И успел обнять свою семью как раз к бою Кремлевских курантов, которые извещали о том, что наступил 1975 год. А за праздничным столом родителями нет-нет да и вспоминались какие-то обрывки родословной многочисленной украинской семьи Дрибасов.

Отец, Прокофий Иванович, появился на белый свет в селе Рушеватка под Днепропетровском, а мама, Анна Ивановна, — в селе Граково под самым Чугуевом, почти в двух шагах от военного аэродрома, где молодой лейтенант каждый день садился за штурвал своего истребителя. В 1949 году после рождения маленького Толика семья начинает кочевать по военным городкам. Сначала военного летчика перебрасывают в Азербайджан, потом в Германию. После аварии Прокофий Иванович уже в войсках ПВО и в 1957 году его часть расположилась в пригороде Молодечно, а через четыре года майора Дрибаса переводят в штаб ПВО Белоруссии. Так в свои двенадцать лет Анатолий становится минчанином.

Праздничные дни пролетели мгновенно. Пора бы уже и определиться с работой. Друзья с кафедры радиоприемных устройств Радиотехнического института пригласили его поработать инженером в лаборатории телевидения. А после того, как соседу — фотографу Дома быта – сделал сначала реле времени для фотопечати, потом и принтер – автомат для цветной печати на базе фотоувеличителя «Крокус», Анатолий Дрибас купил себе широкопленочную фотокамеру «Киев-ВС» и стал заниматься фотографией профессионально. Ему уже было что показать, когда главный редактор Белорусской советской энциклопедии Иван Петрович Шамякин принимал его на должность фотографа. Так молодой фотожурналист попал в коллектив опытных профессионалов энциклопедистов, у которых он многому научился.

Примерно через два года выходят пять томов «Энциклопедия природы Беларуси», где несколько сотен иллюстраций и большая часть прошла через умелые руки Анатолия Дрибаса. Именно за эту серию коллектив награждается медалью ЮНЕСКО. Он участвует в подготовке 18-ти томов универсального издания «Белорусская энциклопедия», «Энциклопедия молодой семьи», серии книг «Память», каждая книга которой посвящалась району республики. Именно тогда Анатолию Дрибасу доверили самостоятельно снять цветные слайды всех памятников и мемориальных комплексов Великой Отечественной войны по Смолевичскому и Осиповичскому району.

Двухтысячные годы предсказали эру цифровой фотографии. Оба сына Анатолия Прокофьевича – Максмим и Иван — уже успешно работали на компьютерах и помогли ему освоить премудрости новой техники. Он покупает новый аппарат «Nicon» с широкоугольной и телескопической насадками и на нем снимает для календаря «Беларусбанка» не только все здания банка в Беларуси, но и достопримечательности в их окружении. Через пару лет выпускает альбомы для туристов из серии «Памятники культуры». А там – все лучшее историческое наследие страны: и Гродненский кафедральный костел, и Каменецкая башня, и Будславская Базилика, и Несвижский костел Божьего тела, и Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, и Минский Свято-Духов кафедральный собор, и Жировичский Свято-Успенский монастырь. Проект оказался настолько успешным, что на торговых книжных полках эта серия книг не залеживалась и приходилось выпускать дополнительные тиражи.

Известный архитектор Леонард Викторович Москалевич предложил создать альбом не только об архитектуре Минска, но и о самом процессе послевоенного восстановления города.

Работа продолжалась года полтора и первый фотоальбом «Минск» вышел из печати. Через года два при участии Анатолия Дрибаса уже вышло в свет аж четыре фотоальбома о нашей столице.

Шло время. В Белорусской Энциклопедии имени Петруся Бровки менялись главные редакторы, сотрудники, оборудование, тематика, редакция с Академической улицы перебралась на второй этаж здания в переулке Калинина, а вот один из старейших фотожурналистов Беларуси Анатолий Прокофьевич Дрибас продолжал создавать шедевры в своем фотографическом жанре – снимать природу родного края, памятники архитектуры, животный и птичий мир.

Он участвует в создании книги «Земля Силы. Беловежская пуща» к 600-летию заповедника. С его участием выходит к юбилею города еще одна книга «Полоцку 1150 лет», где ему удалось снять все городские музеи, Софийский собор и другие достопримечательности. В городе Ветка снимает музей народного творчества имени Федора Григорьевича Шклярова и создает книгу «Живая Вера. Ветка». В другом фотоальбоме «Книжная культура Ветки» помещены не только снимки о коллекции рукописных книг Ветки, но и редких книг из Гомельского дворца Румянцевых-Паскевичей. Позже вышла в свет еще одна иллюстрированная книга «Ветка. История старообрядчества».

В России прославили Беларусь «Энциклопедия раритетов», «Белорусы Москвы XVII века» о наших земляках, создателей шедевров резьбы по дереву и уникальных керамических израсцов. Фотомастеру для этого сначала пришлось в Могилеве заснять огромный красивейший иконостас в Свято-Никольском монастыре, а уж после – все рукотворное великолепие в Донском монастыре города Москвы. А через пару лет выходит солидное издание Анатолия Прокофьевича «Книжное наследие Беларуси», в котором представлены наиболее значимые книги из фонда Национальной библиотеки Беларуси. Следом печатается энциклопедический справочник «Их именами названы улицы Минска» и книга «Лес», к 80-летию министерства лесного хозяйства. К 500-летию белорусского книгопечатания вышла книга «Всемирное наследие Франциска Скорины», а к чемпионату мира по хоккею издается фотоальбом «Вечерний Минск».

Был период, когда издательство «Беларусь» выдало одну за одной подготовленные авторские книги «Хатынь», «Борисов», «Ю.М. Пэн», «Беларусь через столетия в будущее», «Беларусь туристическая», «Мирский замок», «Слуцкие пояса», «Наполеон Орда». Анатолий Дрибас активно принимает участие в издании увесистой книги аж в пять килограммов весом — «Замковая Беларусь». Как раз к 8-му марта вышла оригинальная книга «Высокий вкус». В ней сняты на фото 27 картин женщин, написанных маслом. А вот в другой книге фотомастера «Минск. Проспект Независимости» автором текста стал профессор архитектуры Игорь Николаевич Духан. Он, словно экскурсовод, рассказывает на страницах издания как формировался этот интересный ансамбль градостроительного искусства, какие здания определяют его архитектурно-художественный образ, какие мастера зодчества принимали участие в его создании. Оказалась довольно удачная форма подачи материала. Поэтому весь тираж в тысячу экземпляров разошелся по рукам мгновенно. Через год после этого выдается на-гора еще одна солидная книга – «Беларусь. Послание миру».  В этом фотоальбоме использованы почти 150 (это пятая часть иллюстраций) полезных кадров Анатолия Дрибаса.

По итогам национального конкурса «Искусство книги — 2014» Анатолий Прокофьевич удостоен Диплома и статуэтки «Золотой фолиант» в номинации «Лучший фотохудожник книги» за фотоальбомы «Мирский замок», «Живая вера. Ветка», «Минск», «Полоцк 1150», «Природа восхищает», «Минск. Сердце Беларуси» и другие. А в феврале 2020 года министерство информации присваивает фотомастеру звание «Отличник печати» и знак отличия.

Специфика работы в издательстве требует фотографировать самые разные объекты: фабрики и заводы, города, памятники культуры, различные интерьеры, произведения искусства. Но наиболее любимой темой Анатолия Дрибаса был и остается белорусский пейзаж. Лучшие фотографии фотохудожника постоянно украшали страницы белорусских газет «Вечерний Минск» и «Минский курьер», журналов «Алеся» и «Родная прырода».

Когда творческий багаж фотомастера оказался достаточным для показа его широкому зрителю, Анатолию Прокофьевичу в 2005 году предложили организовать свою первую персональную выставку в «Доме фото» на улице Мясникова. В экспозиции «Зарисовки с натуры» представлены самые различные направления фотографии – это и городские силуэты, и макросьемка, и панорамное изображение, и, конечно же, любимый жанр фотохудожника – пейзаж. Судя по записям в книге отзывов посетителям работы Анатолия Дрибаса понравились. С тех пор состоялось уже более тридцати таких персональных выставок. Наиболее значимые были в Национальной библиотеке, Литературном музее, областной библиотеке имени А.С. Пушкина. К семидесятилетию мэтра фотографии, в 2019 году, состоялась самая масштабная его персональная выставка «Краіна любая мая» в Художественной галерее Михаила Савицкого. Всего представлено почти сто пятьдесят лучших работ. Выставка открылась в сентябре прошлого года, как раз накануне Дня города Минска.

Ну, а на открытии персональной выставки белорусского фотомастера и фотохудожника, члена Минской городской организации ветеранов журналистики в Доме журналиста Председатель Правления Белорусского союза журналистов Андрей Евгеньевич Кривошеев вручил ему нагрудный знак и Свидетельство «Заслуженный журналист» за преданность и плодотворное сорокалетнее служение фотожурналистике.

Буквально на днях, 2 марта, открылась очередная фотовыставка Анатолия Дрибаса в выставочной галерее Университета культуры на Октябрьской площади, на которой фотографии в старинной технике масляной печати.

Нет, этот неутомимый фотомастер не устает совершенствоваться в области фотографии. Поэтому просто уверен, что своими лучшими фотошедеврами он нас еще не только порадует, но и удивлять.

Владимир Ландер,                                                                                Председатель Минской городской организации  ветеранов журналистики

Фото. Автора и из семейного архива

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *