Павел Васильевич Боянков сегодня с улыбкой вспоминает: «Мое пребывание в детском саду ограничилось ровно одним днем. Мы как-то сразу не понравились друг другу: не сошлись характерами». Этим он тогда озадачил родителей: им надо на работу, старшему брату и сестре в школу, а строптивому мальчишке еще и четырех лет не было. Тот обычно по утрам слышал: «Дверь – на крючок и никому не открывать…Никаких спичек…К розеткам и газовому баллону – не приближаться…» А чем заняться непоседе в минской городской квартире? Телевизора не было, ламповый радиоприемник «Москвич» детских передач мало транслировал. Поэтому тому обычно оставалось только уходить в угол одной из комнат, где стояла этажерка с книгами. Его отец экономист Василий Ефремович и мама бухгалтер Валентина Петровна — оба фронтовики — много читали и всегда с трепетом относились к книге. Они эту любовь прививали и своим детям. Не умея читать, малыш просто перелистывал страницы и рассматривал картинки. До возвращения из школы сестры маленький «книгочей» успевал перебрать три полки.
К четырем годам Павлик уже читал, складывал слоги и слова. Пособием ему стал сначала журнал «Веселые картинки», потом – русские народные сказки. И к первому классу он уже свободно и читал, и писал печатными буквами. Учиться ему пришлось в минской специализированной школе №74 с углубленным изучением французского языка. К школьной программе по русской литературе он относился с прохладцей, зато увлекался приключенческой литературой и фантастикой, а в десятом классе зачитывался Блоком. Школьник Павел Боянков все сочинения писал только на свободные темы. Уже в те далекие годы он начал вести свой «Школьный дневник» — своеобразный архив впечатлений, где записывал то, что не хотелось забыть. Как раз там укреплялись корешочки его дальнейшей и поэзии, и лирической прозы, и литературных попыток. Думается, уже тогда прорастали первые робкие еще всходы его дальнейшей газетно-журнальная публицистики.
После окончания машиностроительного факультета Белорусского политехнического института инженер-механик Павел Васильевич больше десяти лет в режимном конструкторском бюро разрабатывал приборы точного электронного машиностроения, а по выходным дням был постоянным прихожанином Свято-Никольского храма города Логойска, где служил помощником псаломщицы и накапливал личный религиозный опыт. Именно в это время прочитал «от корки до корки» Новый Завет, посетил Жировичский монастырь, впервые исповедовался, стал писать стихи, как он потом скажет, создающих «праздник души» и «ощущение солнечности». В общем, все это оказало влияние на дальнейшую судьбу Павла Боянкова. В 1991 году он принимает сан священника Русской Православной церкви. К этому времени родителей уже не было, а семья – жена и дочь Нина, мягко говоря, не одобрила его выбора. Но Павел Васильевич был человеком с сильным характером и самостоятельно сделал решительный жесткий выбор. После рукоположения он заочно заканчивает Минскую духовную семинарию. В разное время отец Павел служит в Минском Свято-Духовном кафедральном соборе, затем в церкви Рождества Крестителя Господня Иоанна в столице, строит церковь в Плещеницах. Сейчас протоиерей Павел Боянков служит в Свято-Александро-Невской церкви города Минска.
Но Павел Васильевич, очевидно, уже на всю жизнь остался прежним непоседой –любознательным, беспокойным, дотошным в своем деле. Остался человеком, который до сих пор еще проходит университеты самообразования и, что характерно для творческой натуры, внимательно присматривается к жизни, осмысливает и анализирует эпоху и время. При этом сохраняет незыблемость личных принципов и убеждений. Думается, именно эти особенности характера и привели его в журналистику. И вот уже почти три десятка лет журналистика стала для него еще одной специальностью, любимым занятием.
Юный Павел Боянков еще на заре своей молодости стал компоновать свои мысли в «Школьном дневнике». Но душа и личные амбиции рвались на страницы газет и журналов. А тогда, помнится, там авторов с улицы просто не ждали. Начинающего журналиста-самоучку хвалили, но не печатали. И только в перестроечные годы гласности, когда в «ЛіМе» появилась рубрика «Переписка с читателями», тому удалось опубликовать два коротеньких письма. К своим тридцати годам Павел Боянков стал более настойчивей стучаться в двери московских и минских журналов – предлагал даже свои первые поэтические опыты. Но получал вежливые отказы. Пришлось искать авторское удовлетворение в сугубо технических ведомственных журналах «Электронная промышленность», «Электронная техника» и других. За семь лет все его почти двадцать публикаций в соавторстве отражали тематику лаборатории, в которой он работал.
И только в 90-е годы, когда на печатную арену открыто вышла православно-патриотическая публицистика, для Павла Васильевича широко открылись двери печатных изданий: три статьи его появились в московской газете «Пульс Тушина», восемь — публикует газета «Во славу Родины», больше десятка – журнал «Политический собеседник». Почти три года духовно-просветительская тематика отца Павла Боянкова регулярно печаталась на страницах ведомственной газеты «Беларускае тэлебачанне і радыё». Собранные там сведения легли в основу «Беларускага праваслаўнага каляндара на 1994 год” с катехизисом. Причем, тираж его составил десять тысяч экземпляров. Это было тогда первое подобное издание и стало образцом для последующих. Восемь статей в газете “Знамя юности” за май-июль 1995 года стали разделом “О церковных таинствах и обрядах” в книге “Церкви и приходы Минска”. А чуть позже они вошли в отдельную книгу “Таинства и обряды Православной Церкви”, выпущенной издательством “Полымя”. Тираж пять тысяч экземпляров распространялся не только в каждом киоске “Союзпечати” Беларуси, но и попал на полки книжных магазинов России. Тогда православный “ликбез” был востребован и для священника Павла Боянкова духовно-просветительская тематика была основной. Он как бы своей устной церковной проповедью выходил далеко за стены храма.
Ну, а потом журналист Павел Боянков сотрудничает с газетами «Славянские ведомости», «Политика. Позиция. Прогноз»», «Славянский набат». Чуть позже его материалы печатают московские газеты «Русский вестник» и «Православный крест», журнал «Молодая гвардия» и альманах «Вместе с Россией». Через несколько лет его размышления стали появляться почти во всех столичных газетах и журналах. А вот журнал «Новая Немига литературная» с 2012 года ввела для Павла Боянкова постоянную рубрику «Часовня». В 2015 году альманах «Талент» — это такой специальный сборник литературных или научно-популярных материалов, объединенный по какому-то тематическому, жанровому, идейно-художественному признаку, собрал воедино ряд его статей под общим названием «Читая Библию».
Время, как та гоголевская «птица тройка» несется стремительно. Казалось, еще вчера начинающий пробу пера Павел Боянков с трепетом держал в руках первую свою публикацию в газете, а не так давно коллеги-журналисты поздравляли уже признанного публициста Павла Васильевича Боянкова с тридцатилетним юбилеем его активной творческой деятельности в печати.
Вообще-то, постоянно печататься он начал в газете «Во славу Родины». И сегодня Павел Васильевич бывшего главного редактора этой газеты Григория Васильевича Соколовского считает своим «крестным отцом» в журналистике. Двадцать лет тому назад тот его постоянно печатал, по отечески опекал и сначала рекомендовал в Белорусский союз журналистов, а лет через семь – в Белорусский союз писателей. В 1995 году на основе многочисленных публикаций в газете издается книга Павла Боянкова «Из боевого прошлого нашего Отечества», часть тиража которой передана в Управление воспитательной работы Министерства обороны Беларуси. Это уже во втором издании туда внесены поправки, дополнения, новые иллюстрации, только что написанные газетные очерки, посвященные 100-летию Первой мировой войне. А к 75-летию Великой Победы выходит книга Павла Боянкова «Трудные слова о войне», в основу которой положены напечатанные в газете «Во славу Родины» его воспоминания об отце-фронтовике «Декабристы» маршала Жукова».
А ведь еще совсем недавно членство в светских творческих союзах для православного священника было просто невозможно. И в небольшой своей заметке «Люди и книги» Павел Боянков спрашивает: «Должно ли кого-то шокировать наличие среди священнослужителей пишущих людей?» Ведь когда выходили епархиальные ведомости, переполненные разными духовными рассказами, историческими и краеведческими очерками, стихами любого батюшки даже из глухого прихода, это же никого не удивляло. Поэтому отец Павел постоянно сотрудничает не только с газетой «Во славу Родины», но и с другими светскими газетами и журналами. Некоторые его размышления историко-краеведческого характера, скажем, «Жировичи. Летопись пяти веков» в четвертом номере журнала «Неман» за 1995 год стали базовой основой еще одной книги «В Беларуси три столицы: Минск, Жировичи, Плещеницы». Можно вспомнить еще и альманах «Роман», где Павел Васильевич не только постоянно печатался, но и добрых десять лет состоял там членом редколлегии.
Читать публицистику и книги Павла Васильевича Боянкова невероятно интересно. Его доступный язык и формы изложения «любому возрасту покорны» – от мала до велика. Он с читателем как бы просто беседует тет-а-тет. Но при этом бережно оберегает ценность Слова, хранителем которого испокон веку была книга. С тех пор, когда ему приходилось только перекладывать на этажерке книжки, как говорится, много воды утекло, он прочитал уже не одну сотню книг и понял, что Слово сравнимо с иконой. Вот только его пишет не кисть художника, а сердце журналиста и писателя. Публицист Павел Боянков сожалеет, что наступило время, когда религией общества стали потребление и внешнее обогащение, что приводит к духовному обнищанию. Поэтому-то он всеми силами выступает против полной «нищеты духа», чтобы самому выстоять и сохранить в своих работах свое доброе имя.
Думается, мы уже убедились, что его творческая палитра – на любой вкус. Там есть все, что душе угодно – прозаические и поэтические литературно-художественные находки, церковно-просветительская, краеведческая, историческая, военная публицистика. Павлу Васильевичу как-то удается газетно-журнальные заметки собрать под одним красивым книжным переплетом и придать ей общую идейную направленность. Казалось бы, его совершенно разные публикации «Записки приходского священника», «Посвящение к неизданной комедии» «Осенний проповедник» и другие в газетах «7 дней», «Белорусская нива», «Центральная газета», на страницах журналов «Парус», «Новая Немига литературная» в 2013 году появились в книге под общим названием «Любовь. Путевые заметки». Это не просто лирическая проза и поэзия православного священника, а собранные воедино – лирический дневник, заметки о пройденном жизненном пути, первой любви и обретении веры. Для автора она стала самым дорогим изданием, которое вскоре, по его словам, будет существенно дополнено и расширено.
Книга, действительно, получилась трогательной и содержательной, где наши души открываются для большой любви и где даже один человек – тоже человечество. Открывается она разговором Павла Боянкова с дочерью. Он сожалеет, что жизнь их разлучила, когда ей было всего-то полтора года. Но ему тогда надо было выбирать – или Крест, или семья. Отвергнуть Крест для него было «равносильно совершению самоубийства». Объясняет: «Да, это правда, что я оставил вас, но правда и то, что я не оставлял вас ни на один день». Наставляет: «Ты должна любить свою мать…» Советует: «…бойся не реализовать себя. Сколько бы ни получил человек талантов от Бога, ни один не должен быть зарыт». Предлагает: «Живи судьбой своего народа и гордись, что принадлежишь от плоти и крови ему…»
В творческой биографии Павла Васильевича Боянкова есть особая страничка – поэтическое увлечение. Он и тут дерзнул дотянуться до высот православной гимнографии – сочинения поэтических текстов небиблейского характера. В них встречаются и белый стих, то есть не имеющий рифмы, точь-в-точь, как писали античные поэты, и, конечно же, утонченные верлибры – вольный, свободный стих, которым широко пользовались еще до революции, а в период оттепели поэты советского периода вдруг вновь вернулись к такой стихотворной форме.
В своих стихах «Родителям» Павел Боянков напоминает, что «Смерти нет, есть долгая разлука…» Он с особой теплотой и щемящей душу тоской признается в любви к отцу, прошедшему войну, к матери, которая всю жизнь страдала от болезней, но оберегала детей. Он боготворит дом детства, куда иногда каждый из нас мысленно возвращается , чтобы найти там покой и радость уставшей душе. Он еще и сейчас помнит, как «крупные антоновки катятся со стуком вниз…» И его слова, посвященные «Старому дому», словно бесконечный сон:
В ветхих переулках затихают звуки,
Поселилась осень во дворах пустых.
Помнят эти стены встречи и разлуки,
Радости ушедших, горести живых.
В помутневших окнах отразилось детство,
В эти двери вышли мой отец и мать.
Будь со мною вечно, памяти наследство!
Твой щемящий образ годам не сломать.
Творческий багаж журналиста и писателя Павла Боянкова сродни клада с сокровищами. Как-то навскидку он назвал свыше тысячи двухсот публикаций в газетах и журналах. Да и книг уже издано больше десятка. А планов у него – просто «громадьё». Его стол завален набросками газетных и журнальных очерков и размышлений. Ожидает своего книжного воплощения и ранее написанная публицистика. Он только тревожится, «чтобы планы когда-нибудь совпали с возможностями и не были прерваны где-то на половине пути».
Спрашиваю его: «Так кто вы Павел Васильевич Боянков – журналист или писатель?». Тот отвечает: «Газеты и журналы однозначно стали фундаментом всех последующих работ. А журналист, даже облачившись в красивый книжный переплет, себе не изменяет и абстрактным сочинителем не становится».
23 марта 2022 года у Боянкова Павла Васильевича юбилей. Белорусский союз журналистов за многолетнюю плодотворную работу, за личный вклад в развитие белорусской журналистики и в связи с 65-летием со дня рождения наградил его Почетной грамотой. Минская городская организация ветеранов журналистики присоединяется к этим поздравлениям и желает нашему коллеге творческого долголетия.
Владимир Ландер, Председатель Минской городской организации ветеранов журналистики.
Фото. Из семейного архива.