Профессия его выбрала сама

Новости

Анатолия к фотографии приобщил отец. У него тогда был фотоаппарат «Зоркий ЗС». Он много снимал то в Крыму, то в Москве, то на Волге, где ему приходилось бывать. А потом дома в ванной комнате проявлял, печатал, сушил. Любознательный и шустрый пацан не мог пропустить завораживающую магию появления на свет этого чуда — фотографии и все время, как говорили домашние, крутился под ногами у отца, который вслух, очевидно, для него, повторял процесс создания фотографии. Вот так и врезались в память не только термины, но и строгая последовательность работы. Позже, будучи школьником, серьезно засел за учебное пособие «25 уроков фотографии». И снимал родных, друзей, природу просто — на загляденье, с каким-то особым своим видением. Думается, уже тогда профессия его выбрала сама. Но вначале Анатолий Дрибас заканчивает Минский радиотехнический институт, работает в Минском научно-исследовательском приборостроительном институте. Затем была служба в армии на радиорелейной тропосферною станции системы связи «Горизонт» на полуострове Таймыр. Тогда-то Анатолий Дрибас вспомнил о своем школьном увлечении. Уговорил замполита раскошелиться и купить фотоаппарат «Любитель», увеличитель «Нева», химикаты, пленку, фотобумагу, ванночки. С тех пор он так и не выпускает из рук фотоаппараты и в фотографиях оставляет потомкам памятники времени.

Ему уже было что показать, когда главный редактор Белорусской советской энциклопедии Иван Петрович Шамякин принимал его на должность фотографа. Так молодой фотожурналист попал в коллектив опытных профессионалов энциклопедистов, у которых он многому научился.
Примерно через два года выходят пять томов «Энциклопедия природы Беларуси», где несколько сотен иллюстраций и большая часть прошла через умелые руки Анатолия Дрибаса. Именно за эту серию коллектив награждается медалью ЮНЕСКО. Он участвует в подготовке 18-ти томов универсального издания «Белорусская энциклопедия», «Энциклопедия молодой семьи», серии книг «Память», каждая книга которой посвящалась району республики. Именно тогда Анатолию Дрибасу доверили самостоятельно снять цветные слайды всех памятников и мемориальных комплексов Великой Отечественной войны по Смолевичскому и Осиповичскому району.
Двухтысячные годы предсказали эру цифровой фотографии. Оба сына Анатолия Прокофьевича уже успешно работали на компьютерах и помогли ему освоить премудрости новой техники. Он покупает новый аппарат «Nicon» с широкоугольной и телескопической насадками и на нем снимает для календаря «Беларусбанка» не только все здания банка в Беларуси, но и достопримечательности в их окружении. Через пару лет выпускает альбомы для туристов из серии «Памятники культуры». А там – все лучшее историческое наследие страны: и Гродненский кафедральный костел, и Каменецкая башня, и Будславская Базилика, и Несвижский костел Божьего тела, и Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, и Минский Свято-Духов кафедральный собор, и Жировичский Свято-Успенский монастырь. Этот проект оказался настолько успешным, что на торговых книжных полках эта серия книг не залеживалась и приходилось выпускать дополнительные тиражи.

Известный архитектор Леонард Викторович Москалевич предложил создать альбом не только об архитектуре Минска, но и о самом процессе послевоенного восстановления города.
Работа продолжалась года полтора и первый фотоальбом «Минск» вышел из печати, а через два года уже вышло в свет аж четыре фотоальбома о нашей столице.

Он участвует в создании книги «Земля Силы. Беловежская пуща» к 600-летию заповедника. С его участием выходит к юбилею города еще одна книга «Полоцку 1150 лет», где ему удалось снять все городские музеи, Софийский собор и другие достопримечательности. В городе Ветка снимает музей народного творчества имени Федора Григорьевича Шклярова и создает книгу «Живая Вера. Ветка». В другом фотоальбоме «Книжная культура Ветки» помещены не только снимки о коллекции рукописных книг Ветки, но и редких книг из Гомельского дворца Румянцевых-Паскевичей. Позже вышла в свет еще одна иллюстрированная книга «Ветка. История старообрядчества».

В России прославили Беларусь «Энциклопедия раритетов», «Белорусы Москвы XVII века» о наших земляках, создателей шедевров резьбы по дереву и уникальных керамических израсцов. Фотомастеру для этого сначала пришлось в Могилеве заснять огромный красивейший иконостас в Свято-Никольском монастыре, а уж после – все рукотворное великолепие в Донском монастыре города Москвы. А через пару лет выходит солидное издание Анатолия Прокофьевича «Книжное наследие Беларуси», в котором представлены наиболее значимые книги из фонда Национальной библиотеки Беларуси. Следом печатается энциклопедический справочник «Их именами названы улицы Минска» и книга «Лес» (к 80-летию министерства лесного хозяйства). К 500-летию белорусского книгопечатания вышла книга «Всемирное наследие Франциска Скорины», а к чемпионату мира по хоккею издается фотоальбом «Вечерний Минск».

Был период, когда издательство «Беларусь» выдало одну за одной подготовленные авторские книги «Хатынь», «Борисов», «Ю.М. Пэн», «Беларусь через столетия в будущее», «Беларусь туристическая», «Мирский замок», «Слуцкие пояса», «Наполеон Орда». Анатолий Дрибас активно принимает участие в издании увесистой книги аж в пять килограммов весом — «Замковая Беларусь». Как раз к 8-му марта вышла оригинальная книга «Высокий вкус». В ней сняты на фото 27 картин женщин, написанных маслом. А вот в другой книге фотомастера «Минск. Проспект Независимости» автором текста стал профессор архитектуры Игорь Николаевич Духан. Он, словно экскурсовод, рассказывает на страницах издания как формировался этот интересный ансамбль градостроительного искусства, какие здания определяют его архитектурно-художественный образ, какие мастера зодчества принимали участие в его создании. Оказалась довольно удачная форма подачи материала. Поэтому весь тираж в тысячу экземпляров разошелся по рукам мгновенно. Через год после этого выдается на-гора еще одна солидная книга – «Беларусь. Послание миру». В этом фотоальбоме использованы почти 150 (это пятая часть иллюстраций) полезных кадров Анатолия Дрибаса.

По итогам национального конкурса «Искусство книги — 2014» Анатолий Прокофьевич удостоен Диплома и статуэтки «Золотой фолиант» в номинации «Лучший фотохудожник книги» за фотоальбомы «Мирский замок», «Живая вера. Ветка», «Минск», «Полоцк 1150», «Природа восхищвет», «Минск. Сердце Беларуси» и другие. А в феврале 2020 года министерство информации присваивает фотомастеру звание «Отличник печати» и знак отличия.

Когда творческий багаж фотомастера оказался достаточным для показа его широкому зрителю, Анатолию Прокофьевичу в 2005 году предложили организовать свою первую персональную выставку в «Доме фото» на улице Мясникова. В экспозиции «Зарисовки с натуры» представлены самые различные направления фотографии – это и городские силуэты, и макросьемка, и панорамное изображение, и, конечно же, любимый жанр фотохудожника – пейзаж. Судя по записям в книге отзывов посетителям работы Анатолия Дрибаса понравились. С тех пор состоялось уже более тридцати таких персональных выставок. Наиболее значимые были в Национальной библиотеке, Литературном музее, областной библиотеке имени А.С. Пушкина. К семидесятилетию мэтра фотографии, в 2019 году, состоялась самая масштабная его персональная выставка «Краіна любая мая» в Художественной галерее Михаила Савицкого. Всего представлено почти сто пятьдесят лучших работ. Выставка открылась в сентябре, как раз накануне Дня города Минска.

Ну, а последняя персональная выставка белорусского фотомастера и фотохудожника, члена Минской городской организации ветеранов журналистики состоялась на прошлой неделе в Доме журналиста, на открытии которой Председатель Белорусского союза журналистов Андрей Евгеньевич Кривошеев вручил ему нагрудный знак и Свидетельство «Заслуженный журналист» за преданность и плодотворное сорокалетнее служение фотожурналистике.

Владимир Ландер,
председатель Минской городской организации
ветеранов журналистики

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *