Об итогах года, потенциале российско-белорусских отношений, партнерстве и формате Союзного государства, а также экономической многовекторности, политической смелости, а еще о тестировании российской вакцины в Беларуси и ее возможном совместном производстве – смотрите в большом интервью посла Российской Федерации в Беларуси Дмитрия Мезенцева и журналиста Владимира Мамонтова, специально для телеканала «БелРос».
Прямые вопросы – откровенные ответы!
23 декабря в 21.30 в программе «Государственный интерес» на телеканале БелРос.
Глобальная задача — отрыв Беларуси от России, не сдана в утиль.
О расколе в обществе, чтобы оторвать молодых белорусов от корней, чему бы удивилась княгиня Ольга, основавшая город Витебск, увидев «Славянский базар», о том, чей сейчас ход в углублении союзной интеграции, кто и зачем хочет отрезать Беларусь от России и почему люди могут жестоко обмануться – обо всем этом рассказывает Чрезвычайный и полномочный посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев в эксклюзивном интервью в программе «Государственный интерес» на союзном, российско-белорусском телеканале БелРос.
Премьера программы «Государственный интерес» на телеканале «БелРос» 23 декабря в 21.30 по московскому времени. С Дмитрием Мезенцевым беседовал известный журналист и политолог, сопредседатель сообщества «Друзья-Сябры» Владимир Мамонтов.
О ЕДИНОМ ОТЕЧЕСТВЕ И БУТЫЛКАХ КЕФИРА
«Вот мы-то знаем, что такое единое Отечество. А те, кому сейчас 20-25 они в рамках единой страны не жили. И вот их не надо заставлять там, вспоминать, читать книги, им надо сейчас помочь. Нам всем вместе надо помочь друг другу понять, что единое Отечеств, Союзное государство.
И для молодых людей, которые сегодня не очень знают совместную историю. Многие из них не были в России, ни в Москве, ни в Петербурге. Но вот то, что сказал президент Александр Лукашенко, когда приехал в Москву по приглашению президента России Владимира Путина, на парад Победы, ровно день в день через 75 лет после Парада Победы 45-го года. Он же сказал публично: приехал в столицу своего Отечества.
Послушайте, но если на выставке в Сокольниках, посвященный продовольственному потенциалу России, Беларуси, ряду других наших стран-партнеров, на этой выставке изымается с дегустационных столов сто бутылок кефира, а потом об этом российские журналисты и белорусские говорят примерно две недели, то это точно не повод, не повод задуматься глубине и масштабе наших отношений. Другое дело, может быть, таких поводов надо избегать.
И вот эти кефирные наши, мясные споры там, порой, споры по энерго — повестке, они драматизируются так, и людям, которые воспринимают это с экрана телевизора там, из газет, из интернета, как будто ничего не остается, то есть вот, Россия и Беларусь не могут ассоциироваться с спором хозяйствующих субъектов.
Если мы говорим об экономической интеграции, мы должны четко совершенно понимать, что это тот потенциал, который России и Беларуси нужен для того, чтобы мы были совместно сильнее и конкурентоспособны.
Так вот, то, что мы с обеих сторон наработали, это важнейший задел для движения вперед. Это тот профессиональный спор и совместная деятельность, которые ранее, за всю постсоветскую историю, ни белорусские специалисты, ни российские, ни руководители на уровне министерств и ведомств не проходили и не предъявляли друг другу. Вскрылось то, что было нестыковкой, нормативные базы, которые уже стали не современными и мешали делу».
О РОЗЫГРЫШЕ КАРТЫ УГРОЗЫ ПОТЕРИ СУВЕРЕНИТЕТА
«Но если бы уже мы вышли на формирование единого рынка газа и нефти, а там базовый принцип: практически одинаковая цена для белорусов и для россиян с места добычи, плюс транспортное плечо, то этих вопросов не было бы. А почему не вышли, потому что в том числе брат журналист встал говорит: вот, это путь в рамках потери независимости суверенитета Беларуси.
Почти 21 год назад союзный договор был подписан, там все тщательно прописано. Это алгоритм реального сближения: он этапный. И можно выбирать тот этап, который сегодня актуален, значим, который поддержит то или иное общественное объединение, министерства, ведомства, регион, поддержит общество белорусское и российское. Тот, кто говорит, что это не праведный путь, лукавит. Тот, кто разыгрывает карту, будто бы там угрозы независимости суверенитета, лукавит.
И, если даже он заблуждается, то заблуждается искренне, но это не помогает делу. Вот на это надо смотреть сегодня и возвращаться к этой работе.
Президент Владимир Путин очень четко сказал: глубина и масштаб интеграции определяется равноправно двумя сторонами. Я полагаю, что слово за Минском».
О МНОГОВЕКТОРНОСТИ И ПОБЕДЕ ДОБРА НАД ЗЛОМ
«Западные столицы: и Соединенные штаты Америки, и Великобритания, столицы стран Евросоюза показывают предельно жесткое отношение и дают неправовые, скорее, эмоциональные оценки, которые становятся политическими. Это формирование новой стратегии не по отношению к Беларуси только, а по отношению к руководству Беларуси. И совершенно понятно, что глобальная задача — отрыв Беларуси от России, не сдана в утиль.
И вот, если мы об этом забудем, а еще более: начнем там под любым лозунгом многовекторности, обоснованности или там чьей-то недоплаченности за то, чтобы многовекторности было меньше. Начнем видеть шаги нашего ближайшего союзника по пути уговаривания зла, то точно победы не будет для нашего единого большого дома, для нашего Союзного государства.
У Беларуси экспортоориентированная экономика. И понятно совершенно, что половина экспорта уходит, почти 50 процентов, в Российскую Федерацию, от всего объема экспорта, нет. И понятно, что почти 50 процентов экспорта направляется в Российскую Федерацию. А вторая половина — это ближайшие страны-соседи и, в том числе и дальние страны, так называемые, дальние дуги. И в том числе страны, так называемой дальней дуги. И вот обоснование такой экономической многовекторности, оно очевидно и понятно.
И вот идет работа по расколу в обществе, чтобы оторвать молодых белорусов, интеллигенцию, людей творческих профессий, а потом и коллективы сотен промышленных предприятий от лидера белорусского руководства. И вот здесь идет розыгрыш, замена понятий и подмена их. И вот здесь, если вспоминать старые славянские сказки, можно проводить параллели, когда идет борьба добра и зла. Зло можно только победить, если ты сильный, если у тебя есть друзья, если у тебя есть союзники.
Многовекторность в моем понимании человека, работающего здесь, в Беларуси, но в российском посольстве, как экономическая, понятная, обоснованная. Как политическая модель, то это то, что убежден в том, что не может и не должно ни в коей мере ставить под сомнение глубину, масштаб и стратегическую ориентированность отношений с нашей страной. Нельзя выбирать от того, больше тебе прислали в твой бюджет по итогам поставок, гуманитарной помощи, или меньше. И от этого союзник как будто становится ближе. Это не деньги ради дружбы, это никогда не давало результат во всей мировой истории».
О чем еще шел разговор?
О том, что в России в 90-е годы стоял вопрос о государственной целостности государства, а сегодня стоит вопрос о нашей новой роли в рамках технологических прорывов. А значит, мы сплотились.
О Белорусской атомной станции, «которая построена благодаря решению президентов России и Беларуси, как уникальном примере политической смелости, и огромного желания поддерживать Беларусь со стороны российского руководства, а значит, и российского народа.
О совместной борьбе с ковидом и поддержке российской вакциной, и совместном производстве, и отклике на все просьбы белорусского Минздрава.
О фестивале « Славянский базар», который в этом году прошел успешно, несмотря на Ковид, более 300 российских артистов приехало. И княгиня Ольга, которая в 974 году основала Витебск, наверное, удивилась бы тому, как изменилась славянская музыкальная и танцевальная традиция, в том числе, учетом выступлений коллектива Филиппа Киркорова. Славянская традиция российского народа, белорусского народа, украинского, она поддерживается через песню, через танец, через душу, через православное пение. И вот таких точек, их много, но должно их быть, что называется, в сто крат больше. Иначе мы потеряем ткань наших отношений.
И о той неоценимой поддержке, «которая была оказана в самый сложный для Беларуси период президентом России, то бескомпромиссное реагирование на запрос белорусского руководства, которое обозначил Владимир Владимирович Путин, это поддержка истории наших отношений, единого Отечества, как Союзного государства. Это безусловная гарантия того, что у Беларуси есть навсегда великий союзник, и у нас есть братская страна».