Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане, в целом отвечает национальным интересам Беларуси с учетом сложившихся реалий в мировой политике и экономике.
Глобализация все явственнее трансформируется в регионализацию. Региональные экономические союзы и блоки приобретают большее значение, чем мировые организации – такие как ВТО.
Ведь неслучайно США так упорно лоббируют создание Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств – это новые зоны свободной торговли сулят им больше выгод, чем они имеют сейчас в рамках глобальных торговых соглашений.
Благодаря участию в Северо-Американской зоне свободной торговли (NAFTA) Мексика вошла в двадцатку крупнейших экономик мира и сегодня поставляет в США больше автомобилей, чем Япония.
Динамично развиваются страны, входящие в региональные экономические блоки Южной Америки (МЕРКОСУР), Юго-Восточной Азии (АСЕАН), государств Персидского залива.
Несмотря на переживаемые трудности, по-прежнему важное место в мировой экономике занимает Европейский союз.
Словом, сегодня только абсолютно далекий от процессов в мировой экономике человек может рассматривать неучастие своего государства в региональных экономических блоках как некое преимущество.
Ведь об экономическом сотрудничестве такому государству все равно, зачастую, приходится договариваться не с отдельными странами, а с региональными блоками.
И тут уж разница в весовых категориях (объеме экономики и емкости рынка) дает себя почувствовать в полной мере. Небольшому государству добиться равноправных условий экономического сотрудничества со странами большого экономического блока будет крайне сложно.
И с этой точки зрения, участие таких стран, как Беларусь, Украина или Молдова в региональной экономической интеграции практически неизбежно. Речь может идти только о выборе блока.
В этом смысле условия, на которых Беларусь участвует в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), гораздо привлекательнее, чем те, что Европейский союз предлагает Украине или Молдове в рамках соглашений об ассоциации.
Фундаментальное разница заключается в том, что страны, участвующие в соглашениях об ассоциации, присоединяются ко всем нормам и правилам ЕС без права голоса по поводу их содержания.
В ЕАЭС же все участники, включая Беларусь, будут принимать все ключевые решения не просто совместно, а консенсусом – для принятия решения необходимо согласие каждой страны. Председательство во всех основных органах (кроме Коллегии ЕЭК) будет передаваться по ротации через год в алфавитном порядке. То есть, в 2015 году Беларусь будет председательствовать во всех ключевых структурах ЕАЭС.
При этом решения по торговле с третьими сторонами (например, с ЕС) являются общей компетенцией, а дискриминационные меры в отношение любого из участников будут предметом для ответа со стороны ЕАЭС в целом, включая введение ответных ограничительных мер (статьи 39-40 Договора).
Едиными будут таможенное и техническое регулирование, а вот в остальных отраслях речь пока идет только о согласовании и координации национальных политик – промышленной, аграрной, транспортной, энергетической, макроэкономической, валютной, финансовой и т.д.
Для снятия противоречий в чувствительных отраслях будут использоваться такие инструменты как принятие на уровне ЕАЭС основных направлений промышленной и аграрной политики и рекомендаций по их реализации, взаимное информирование о планах развития производства по чувствительным друг для друга позициям.
Что касается регламентации мер господдержки для промышленности и АПК, то она будет вводиться постепенно. Так, правила предоставления субсидий промышленности вступят в силу с 1 января 2017 года. Для Беларуси также предусмотрен отдельный режим ввода ограничений на господдержку АПК. Оно будет плавным в 2015 и 2016 годах, а окончательно для Беларуси обязательства по этой части вступят в силу не позднее 1 января 2025 года.
Не менее 10 лет понадобится и на окончательное решение вопросов по устройству энергетического и финансового рынков.
До этого времени будут разработаны, а затем и реализованы концепции и программы создания общих нефтяного и газового рынков, а также рынка электроэнергии. Они будут регулироваться отдельными договорами в рамках ЕАЭС. До создания общих рынков предусматривается возможность экспорта нефти и газа из Казахстана в рамках ежегодно принимаемых индикативных балансов – при наличии свободных мощностей в российских трубопроводах.
Координация валютной политики будет определена отдельным договором.
Трудовая миграция для граждан стран ЕАЭС будет осуществляться без квот и разрешений. При трудоустройстве не понадобится подтверждений документов об образовании, за исключением педагогических, юридических, медицинских и фармацевтических специальностей. Скорая медицинская помощь для трудовых мигрантов и членов их семей будет бесплатной. Другие виды медицинской помощи для них будут осуществляться на тех же условиях, что и сейчас.
В ЕАЭС сохранятся специальные экономические зоны, а внешняя торговля услугами (а сюда входит и деятельность белорусского ПВТ) останется в национальной компетенции.
Создание ЕАЭС не означает прекращения действия Договора о Союзном государстве Беларуси и России – на сей счет в тексте есть соответствующая статья (114-я).
Прием в ЕАЭС новых стран будет осуществляться консенсусом, а выход возможен через год с момента подачи соответствующего уведомления в Евразийскую экономическую комиссию.
При этом Договором закрыта лазейка для тех, кто, присоединяясь, хотел бы сохранить пониженные торговые пошлины для прежних партнеров. Это возможно лишь в том случае, если такое государство гарантирует, что полученные товары не будут реэкспортированы в другие страны ЕАЭС.
Что касается шагов партнеров навстречу Беларуси, то, помимо уже известных нефтяных договоренностей (которые в следующем году принесут дополнительные 1,5 млрд. долл.), удалось договориться об изъятиях до 1 января 2017 года по промсборке автомобилей – Беларусь сможет в определенных количествах ввозить в страны ЕАЭС собранные иностранные автомобили как технику собственного производства. Это позволит реализовать договоренности с иностранными партнерами относительно развития автомобилестроения, в перспективе выйти на более высокую локализацию техники и сохранить ее поставки на рынок ЕАЭС.
Таким образом, посягательств на политический суверенитет Беларуси в договоре нет вообще, экономический суверенитет гарантирован правом «вето» при принятии любых чувствительных решений, партнеры по союзу готовы прислушиваться к нашим озабоченностям и делать шаги навстречу.
Если так будет и впредь, новый союз будет нам надежной гаванью во время штормов мирового экономического кризиса, конца которым пока не видно.