Два поколения выпускников журфака о том, каким он был и каким стал

Статьи

Два преподавателя журфака, представители разных поколений, рассказали о том, каким был факультет во время их студенчества, о себе и своем пути в жу рналистике. Итак, Валерий Николаевич Шеин и Сергей Александрович Синкевич.

Валерий Николаевич ШЕИН , кандидат исторических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания, выпускник 1964 года

О СТУДЕНЧЕСТВЕ И РАБОТЕ

Я учился на вечернем отделении, и у меня была возможность сотрудничать с редакциями. Работая по специальности, приобретал опыт и навыки, и чувствовалось, что опережал тех студентов, которые занимались только учебой.
Первый опыт моей журналистской работы был в газете «Універсітэт» в качестве фотокорреспондента и ретушера. Газета была очень популярной: любой тираж весь расходился, хотя газета была платная – 2 копейки за номер. Мы размеща-
ли ее в главном корпусе (в 1958 году это был геофак). Там же находился и ректорат, все административные службы и наша редакция. На первом этаже стояла тумбочка, мы клали туда пачку газет, выдвигали шуфлядку. Студенты
тут же разбирали газету и по две, по три копейки бросали в шуфлядку. К концу дня собиралась целая уйма мелочи, которая шла на нужды издания: покупку бумаги, химикатов для проявки фотографий, печать.

О КВН И КАРТОШКЕ

Наш факультет сразу проявил себя в общественной и культурной жизни университета: у нас был создан первый в университете сатирический театр миниатюр. Зарождался студенческий КВН, который потом прославился во всем БГУ. Очень популярны были наши студотряды. Больше всего студенты любили осеннюю картошку: их на месяц вместе с преподавателями вывозили в колхозы, заключали договоры. Там было полное самообеспечение, даже свои повара. Студенты работали по 6-8 часов в день и собирали весь урожай. За этот труд они получали деньги и овощи. Никто не ленился. Для первокурсников это был переходный период от школьной жизни к студенческой: они учились самостоятельно трудиться, обеспечивать себя, готовить. Жили или в школе, или на сельских подворьях. Хозяйства, которые нас приглашали, знали, что если приезжают журналисты, то в деревне будет порядок и будет весело.

О ПРЕПОДАВАНИИ

Я решил попробовать себя в преподавательской деятельности, потому что меня это интересовало, к тому же уже был опыт работы на радио и телевидении. Хотя нельзя было в полной мере совмещать работу на радиостанции и на факуль-
тете, но декан Георгий Васильевич Булацкий разрешил мне не прекращать сотрудничать с радио, чтобы не терять связь с редакцией, да и материальные причины сыграли свою роль: в редакции у меня была зарплата 250 руб., а в университете
я перешел на 105 руб. Я всегда продолжал держать связь и с телевидением, и с радио, и с киностудией. Считаю, что журналист должен быть профессионалом во всех областях.

О ПЕРВЫХ СТУДЕНТАХ НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Первых студентов на нашу кафедру мы отобрали в 1968 году из числа второкурсников – это была группа из 15 человек, и вскоре многих из них увидели в числе штатных работников редакций радио и телевидения. В следующем году набор на
факультет был увеличен вдвое, и на кафедру стали брать всех желающих. Многие студенты захотели учиться именно у нас, а в газетчики решило пойти только 10 человек.

О ПОЯВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА НА ЖУРФАКЕ

Вот тогда появилась первая необходимость сделать творческий отбор. Мы оценивали внешность человека (все-таки он должен выйти потом на ТВ), голосовые данные. И самое главное – реакция и умение вести себя перед телекамерой,
которую заменяла труба видеонаблюдения. В ту пору факультет журналистики ютился на первом этаже в университетском корпусе на улице Красноармейской, и нам под кафедру дали темную и длинную, как пенал, комнатку. Мы болезненно вос-
принимали все неудобства: на первых порах не было простых бытовых магнитофонов, не говоря о телевизионных камерах.

О ЦЕНЗУРЕ

Конечно, в то время существовала сильная цензура, которая во многом сковывала работу журналиста, будем говорить прямо. Потому что государственная цензура – мощнейший аппарат, он подчинял себе журналистов и требовал делать
только то, что одобряла партия и правительство. Мы мечтали о временах, когда можно будет свободно говорить то, что мы думаем, а не то, что нам подсказывают. Но дело в том, что журналист не может быть свободным вообще, это человек
подневольный.

Сергей Александрович СИНКЕВИЧ, преподаватель кафедры теории и методологии журналистики, выпускник 2013 года

Я не застал той великолепной атмосферы факультета на Московской, о которой я так много слышал, мне удалось побывать там только на Дне открытых дверей. Учиться мы пришли в новый светлый корпус, с замечательной медиатекой и круты-
ми компьютерными классами.

О ВЫБРАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Когда я шел на веб-журналистику, отчетливо понимал, что раз я много времени провожу в Интернете, значит, мне будет здесь интересно. И не прогадал. Потому что на вебе собрались ребята без «зазнайства», что очень важно. У нас в группе была клевая атмосфера. Мы часто собирались и ездили куда-либо, и я никогда не ощущал себя лишним в этой компании. Кроме журналистики, на вебе я научился многому: основам программирования, маркетингу, рекламе. Если у кого-то среди одногруппников была вакансия, мы всегда делились друг с другом. На втором-третьем курсах многие «ушли в работу», знали, где они будут в будущем. Я один из последних начал работать. Когда есть команда, тебе намного проще учиться. Ты знаешь, что тебя всегда подстрахуют, а когда смотрят друг на друга и видят конкурента – это ужасно.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЖУРФАКА

На первом курсе мне удалось побывать на стажировке в Швеции, Стокгольме. Досадно то, что это был не совсем осознанный возраст, и сейчас бы я к этому по-другому относился. Я, первокурсник, ходил и смотрел на все с открытым ртом. Тот уровень развития медиа был примерно таким, какой он у нас сейчас. Хочу посоветовать всем студентам пользоваться каждой возможностью, не игнорировать лекции, встречи, семинары, мастер-классы, проходящие на факультете. Первые два курса я вообще не вылезал из медиатеки. У меня не было дома Интернета, и я все вопросы решал в библиотеке. Возможности телестудии не опробовал, студентам аудиовиза с этим, наверное, проще. Студия была одной из самых современных на момент установки. У нас новый, удобный актовый зал, много звезд у нас выступает, и они не жалуются на технику.

О РАБОТЕ ВЕБ-ЖУРНАЛИСТОМ

Практически все места работы, за исключением первых, я нашел благодаря журфаку. После первого курса я проходил практику на СТВ, а потом устроился туда на какое-то время работать, потом – контент-менеджером в борисовской газете
«Адзінства». На парах я проявлял активность, преподаватель меня заметил и предложил стать редактором социальных медиа сайта 21.by, я был не против, а впоследствии стал и руководителем проекта. На одной из конференций организаторы
предоставили участникам возможность создать свои бесплатные сайты, так и родился мой проект Champ.by.

ОБ УЧЕБЕ И ПРЕПОДАВАНИИ

Чем мне вообще наш факультет нравится, так тем, что ты находишься в окружении молодых и креативных ребят. В таком обществе легко себя реализовать. Я удивляюсь людям, которые говорят: «Вот я пришел на журфак, это не мое, меня
ничему здесь не учат». На самом деле я считаю, что все зависит от человека. Если ты приходишь и ничем полезным не занимаешься, а потом говоришь: «Скучная была пара, ничего интересного не говорили», то это неправильно. Если ты при-
ходишь на занятия, нужно попробовать взять от преподавателя все. Любой специалист, который есть на журфаке, имеет колоссальный опыт. Все зависит лишь от того, может он его передать или нет. Не знаю, как было раньше, но сейчас на факультете журналистики много молодых преподавателей. Они знают, как нужно преподавать, и как не нужно, потому что совсем недавно сами были студентами. И пары получаются не «совковые», когда тебе просто читают лекцию, а ты просто слушаешь и записываешь, а с элементами креативности, когда преподаватель готов и сам чему-то у студентов поучиться, и это здорово.

Алеся ДАШУК, Кристина ГОРБАЧ, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *