Мечтая проснуться знаменитым, сливаешь фотки в «Инстаграм»? Но возможно, существуют другие ресурсы? Ответ на вопрос ищут юнкоры газеты «Переходный возраст» в интервью с Натальей Абложей.
Яна Курьян: — Наталья Николаевна, Вас считают лучшим фотожурналистом Беларуси. Как Вы пришли в профессию? И поддерживали ли выбор родители?
—Всё началось с БелТА и уже 7 лет продолжается там. Ещё до поступления в БГУ мне посчастливилось встретиться с Александром Ивановичем Толочко, который научил видеть необычное. Обожаю свою работу: нравится выбирать, где и как снимать, общаться с людьми, быть участником событий. Это постоянный драйв! Мама всегда меня поддерживала, а папа… видя, какое удовольствие я получаю от любимого дела, смирился.
Алина Дашкевич: — Ваше увлечение появилось в переходном, трудном возрасте. Каким Вы были подростком?
— Замкнутым. Не умела находить общий язык с людьми. Но в руки попал фотоаппарат — и в 9-м классе газета «Знамя юности» опубликовала мой снимок. Тогда поняла: учительствовать, как мама, не буду, и сидячая работа мне не по душе. Увлечение фотографией помогло стать уверенней: у менямного знакомых, часто путешествую.
— А не мешают ли разъезды личной жизни? И что для Вас любовь?
— Нет, если твой спутник — фотограф: темп жизни схож, есть о чём поговорить. А вообще, любовь придаёт сил для работы. Тем более что это и не работа вовсе, а хобби, за которое платят!
Олег Островский: — Вы запечатлели много событий, какими съёмками особенно гордитесь? И часто ли попадаете в экстремальные ситуации?
— Люблю свою работу, поэтому дороги все кадры! Из наиболее удачных — снимок взлетающего самолёта над золотыми куполами в Москве. Такое редко увидишь! Хотя щёлкаю необычные моменты каждый день: стараюсь найти композицию, где понятно без комментариев, что происходит перед объективом. А насчёт экстрима, если нужно, в огонь, воду, на свалку за бомжами иду, случалось, камеру разбивали…
Камилла Жибуля: — Может, Вам стоит написать книгу о приключениях фотокора? Какой девиз помогает Вам преодолевать трудности?
— Не думаю, что мои мемуары кому-то интересны. Хотя в школе пробовала писать, но всё же математика нравилась больше: любила задачки,формулы. Учительница даже отговаривала меня от журфака… А живу я по принципу: получай удовольствие от того, что делаешь, и делай то, что приносит удовольствие. Ещё 5 лет назад так не думала, но сейчас уверена: не нравится, чем занимаешься, — оставь. Экономь силы для стоящего дела.
Настя Кончиц: — Ваша жизнь — сплошные разъезды. Не сложна ли работа для девушки?
— Если увлечён, не замечаешь трудностей. Хотя когда-то в этой профессии было больше мужчин. Сегодня же часто можно встретить барышень с камерами. Вот и на Олимпиаде в Сочи со мной бок о бок трудились представительницы слабого пола. Нам сила нужна только в переноске аппаратуры. А вообще, существует мнение, что у женщин свой взгляд на фотографию и мир в целом, более естественный, что ли…
— Говорят, удачный кадр получится,если вовремя нажать кнопку. Вы согласны с этим?
— Да, когда снимаешь спорт, событие — здесь нельзя упустить момент. Но, работая, к примеру, над циклом «Белорусские обряды», нужно самому искать кадр. Тут, как говорил мой учитель: «Надо уметь смотреть и видеть».
— А как приходят идеи? Или Вы всегда работаете по заданию?
— Отправляясь на них, нужно представлять, что хочешь запечатлеть, иметь какие-то мысли. Вообще у фотографов есть правило: всегда носить камеру. Благодаря этому я не раз ловила удачный кадр. Тут нужно прикидывать и доверять интуиции!
Светлана Галузо: — На ваших снимках —чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве, Олимпиада в Сочи, а есть место спорту в реальной жизни?
— Посещаю тренажёрный зал: выносливость для фотографа необходима — побегай-ка с 15 кг аппаратуры! И хотя я не болельщик, но профессия обязывает знать имена, рекорды спортсменов, причём не только белорусских, чтобы предугадать, кто окажется победителем, на кого направить объектив.
— Там, где кипят страсти,больше шансов сделать интересный кадр. Но Вам это удаётся и в спокойных местах — на литейном заводе в Сморгони, в спелеолечебнице Солигорска…
— Выезжая на объект, задаю себе вопрос: что здесь можно снять? Что интересно зрителю, чего он ещё не видел? То, что не делал никто, всегда привлекает внимание.
Егор Недведь: — В этом сходство фотокора и других журналистов?
— Не только. Без любви к профессии, стремления что-то привнести в мир не обойтись. В нашем деле больших денег не заработаешь, и вряд ли сюда стоит идти тем, кто не горит желанием творить и много трудиться.
— Вы объездили всюстрану. Скажите,остались какие-то события, места, которые Вам хотелось осветить?
— Природа и быт Беларуси завораживают! Каждый раз, приезжая на родину в Гродненскую область, нахожу идеи для съёмки. Они всплывают отовсюду, будь то заброшенный хутор или свежевание свиньи. У нас много всего, что можно, нужно и хочется показать людям.
— И напоследок, так в чём же секрет успеха?
— Занимайтесь тем, что любите, смотрите и подмечайте всё новое, интересное вокруг себя и получайте от этого удовольствие!
Досье «ПВ»
05.05.2010 г. — Наталья Абложей стала победительницей в номинации «Лучший фотокорреспондент» VI Национального конкурса печатных СМИ «Золотая Литера».
25.04.2013 г. — получила премию за лучшую работу в фотожурналистике по итогам республиканского конкурса БСЖ «Золотое перо».
03.01.2014 г. — награждена почётной грамотой Белорусского союза журналистов.
Впечатлило!
Яна Курьян: — Поражает её любовь к делу и полная отдача.
Егор Недведь: — Работа фотокора — сплошной драйв!
Алина Дашкевич: — Её фотографии как живые!
Олег Островский: — Удивительно, как она видит композицию.
Камилла Жибуля: — Вписала себе в блокнот слова Натальи: «Получай удовольствие от того, что делаешь».
Настя Кончиц: — Как важно видеть необычное в обычном — тогда мир становится ярче!
Светлана Галузо: — Потрясли фотографии, ради которых Наталье пришлось стоять по пояс в ледяной воде!
Справка «ПВ»
«В строках и между строк» — совместный проект БСЖ и «ПВ», направленный на расширение творческого взаимодействия между журналистами разных поколений. В ходе встреч юнкоров с профессионалами СМИ готовится цикл публикаций. Среди его героев — мастера в области периодической печати, фото, радио, телевидения, веб-контента, люди, внёсшие вклад в развитие белорусской журналистики и общества в целом.