Мечты украинцев о доброй западной фее проходят первое испытание действительностью.
Писать сегодня о внутренних событиях в Украине – все равно, что подливать масло в огонь. Неважно, из каких побуждений. Поэтому от любых оценок позиций и деяний сторон конфликта в братской стране я воздержусь.
А вот о сопутствующих обстоятельствах несколько слов скажу – потому что это важно уже для нас, белорусов.
Ибо некоторая часть наших граждан убеждает всех остальных, что именно в сближении с Западом – путь решения наших сегодняшних экономических и социальных проблем. Что Запад готов всесторонне нам помочь – надо только прислушаться к его советам в вопросах политики и экономики.
Что ж, пример Украины – нам хороший урок.
И власти, и значительная часть украинских граждан взяли курс на сближение с Западом в надежде на такую помощь. И готовились закрепить этот курс, подписав соглашение об ассоциации с ЕС. По которому, между прочим, брали на себя обязательства и во внешней, и во внутренней политике во всем следовать рекомендациям и стандартам Евросоюза.
И что же в ответ?
Когда выяснилось, что в результате подписания этого соглашения Россия может пересмотреть условия экономического сотрудничества с Украиной, что поставит страну в затруднительное положение, Запад оказать финансовую помощь отказался.
Допустим, потому, что не доверял властям Украины.
Но сейчас за помощью к нему обращаются политики, которых не раз привечали в западных столицах и обещали оказать всяческую помощь, когда они будут лицом украинской власти.
Сейчас Запад таковыми их признал. Так будет ли оказана обещанная помощь?
Пока с Запада нет недостатка только в словесных декларациях поддержки и добрых советах: обратиться за кредитом в МВФ, попросить олигархов сделать пожертвования в казну или конфисковать активы людей, близких к прежней власти.
Страна на грани дефолта, ей нечем платить кредиторам, поставщикам газа, выплачивать зарплаты и пенсии. Потребность в финансовой помощи на этот год оценивается в 35 млрд. долларов.
А последствия финансового коллапса могут быть весьма плачевными.
Запад же может предложить в качестве помощи (как заявил вчера госсекретарь США Джон Керри) один миллиард в виде кредитных гарантий от США и полтора – от ЕС.
И то, только в том случае, если предварительно будет подписано соглашение с МВФ, включающее сокращение бюджетных расходов, заморозку зарплат и пенсий, повышение тарифов на ЖКХ и газ для населения и предприятий и т.д. То, от чего категорически отказывались Янукович и Азаров.
В условиях, когда в казне нет денег на первоочередные платежи, это звучит как жесткий ультиматум, но уж никак не благотворительность.
Впрочем, со стороны Запада это не скупость – а признание суровой реальности. Свободных денег для помощи Украине там сегодня нет.
Бюджет ЕС в прошлом году был утвержден на 7(!) лет вперед и, кроме предусмотренного там миллиарда евро, на помощь Киеву других денег у Евросоюза нет.
Экстренно перераспределить его – даже если посчитать нынешние события в Украине высочайшим для ЕС приоритетом (насчет чего вряд ли сегодня есть консенсус элит всех 28 стран-членов) – технически весьма и весьма сложно. Особенно накануне выборов в Европарламент в мае и последующего формирования нового состава Еврокомиссии.
В бюджете США статьи на помощь Украине попросту нет. И в условиях, когда бюджетный консенсус демократами и республиканцами достигается с большим трудом, пролоббировать ее появление будет очень проблематично. Хотя бы в свете отношения влиятельных еврейских организаций Америки к некоторым украинским политикам.
Поэтому тем, кто сегодня предлагает своим согражданам уповать на помощь доброй западной феи, надо обладать изрядной долей наивности. Либо цинизма.