Какой представляется новая расстановка сил и ближайшие интересы основных игроков в условиях новой многополярности.
Начнем с Китая. Он выступает основным благополучателем ситуации, сложившейся после украинского кризиса. Москва благодарна Пекину за проявленное понимание ее действий в Украине и прикрытый тыл. Со стороны РФ Китай может рассчитывать на углубление экономического сотрудничества: достижение новых договоренностей в области поставок и совместной добычи энергоносителей, активизацию военно-технического сотрудничества, перенос финансовой активности крупных российских компаний в Шанхай и Гонконг. Соответствующие договоренности могут быть закреплены в ходе предстоящего майского визита в Китай руководства РФ.
Кроме того, США вынуждены будут вступить в переговоры с КНР относительно возможного изменения ее позиции по поддержке России, обещая взамен смягчить политику окружения, которую они проводят по отношению к Китаю в АТР. Собственно, линия Вашингтона на снижение конфронтации с Пекином уже проявилась в ходе недавнего неформального визита в КНР первой леди США Мишель Обамы, а также в ходе встречи американского президента и китайского лидера на полях саммита по ядерной безопасности в Гааге. В Гааге Барак Обама выразил готовность работать над устранением трений сторон по таким вопросам как «права человека, разрешение территориальных споров в Южно-Китайском море и Тихоокеанском регионе». Си Цзиньпин, со своей стороны, заявил, что «Китай твердо намерен выстроить новую модель отношений между крупнейшими мировыми державами».
Согласование позиций сторон обещает быть непростым, однако к моменту визита Барака Обамы в Пекин на неформальный саммит лидеров стран АТЭС в ноябре контуры новых договоренностей должны быть обрисованы.
И Обама, и Си Цзиньпин в настоящее время посещают ЕС, где собирают щедрый дипломатический урожай на поле украинского кризиса.
Политика санкций по отношению к России, в которую втягивается ЕС, ставит Старый Свет перед непростым выбором. Возможное снижение экономического сотрудничества с РФ не пойдет на пользу и без того страдающей от кризиса экономике Евросоюза.
США используют эту ситуацию для форсирования переговоров о создании Трансатлантической зоны свободной торговли. Основные аргументы – рост товарооборота и возможность поставок сланцевого газа из Нового Света в Старый (по американскому законодательству такие поставки возможны только в те страны, с которыми у США есть соглашения о свободной торговле). Поставки энергоносителей из США предлагаются как альтернатива российским.
Однако предлагаемые американцами условия ЗСТ затрагивают интересы, в первую очередь, аграрного сектора в ЕС, что провоцирует разногласия между государствами-членами по отношению к этой идее.
В таких условиях наращивание экономического сотрудничества с КНР будет привлекательной идеей для таких стран, как Франция, Италия, Испания, чье влияние на экономическую политику Евросоюза в рамках ЗСТ с США рискует еще больше снизиться, а потери – возрасти.
Разногласия между странами Старого Света по-прежнему велики и они, с большой вероятностью, будут только обостряться под действием внешних и внутренних факторов: давлением со стороны Вашингтона относительно ужесточения антироссийских санкций и создания ЗСТ и возможным успехом на выборах в Европарламент сторонников «европейской Европы» или «Европы национальностей» (консерваторов и евроскептиков).
В таких условиях признание со стороны ЕС нового статуса Крыма и возобновление курса на стратегическое партнерство с Россией представляются маловероятными, а амбиции ЕС на статус самостоятельного мирового центра силы вновь откладываются на неопределенный срок.
После того, как США помогли Евросоюзу и России увязнуть в украинском кризисе и достигли определенного тактического успеха в продвижении проекта Трансатлантического партнерства, для Вашингтона ключевым остается вопрос о его стратегии в АТР. Возможности для маневра здесь, на самом деле, ограничены: потому что смягчение политики окружения КНР может быть воспринято ангажированными в нее странами как признак слабости США и заставить их искать соглашения с Пекином.
Оптимальным для США вариантом было бы снижение активности КНР в АТР, что позволило бы Вашингтону избегать прямой конфронтации с Китаем на данном театре. Поэтому весьма вероятным становится обострение ситуации на западных подступах к Китаю, в регионе Центральной Азии. Это позволило бы, как отвлечь внимание Пекина, так, и, в дальнейшем, сыграть на противоречиях между ним и Москвой в данном регионе, раскалывая сложившийся сейчас ситуативный альянс и препятствуя его превращению в альянс стратегический.
Для жителей Восточной Европы самым прискорбным последствием новой геополитической конфигурации является то обстоятельство, что наш регион оказывается в положении «Балкан 21-го века».
Именно линии межцивилизационных разломов зачастую оказываются тем местом, где крупные геополитические игроки могут вести борьбу за первенство, не втягиваясь в прямую военную конфронтацию. (Хотя 100 лет назад на Балканах дело дошло до начала Первой мировой).
Исторически роль России в нашем регионе такова, что ни одно ее правительство не может оставаться безучастным к событиям в странах этого региона – помимо всех геополитических и экономических соображений, российский народ просто не поймет и не поддержит иного поведения своего правительства.
Европейский союз после своего расширения точно так же обречен быть ангажированным в события в нашем регионе – потому что такие новые члены как Польша, Венгрия, Румыния, Литва тоже играли в нем определенную историческую роль – и их правительства должны считаться с тем, что думают на этот счет их граждане.
Поэтому любой серьезный внутренний кризис в странах нашего региона не может протекать в условиях бездействия России и ЕС, симпатии которых к сторонам конфликта, как правило, идеологически запрограммированы.
Геополитические и экономические факторы подталкивают Россию и ЕС к стратегическому союзу, однако фактор исторический делает их сотрудничество легко уязвимым для атак и провокаций, чем и могут пользоваться иные геополитические игроки.
В результате украинского кризиса наш регион входит в долговременную полосу нестабильности.
Присоединение Крыма к России на неопределенный срок отодвигает перспективу вступления Украины в НАТО и весьма осложняет создание Зоны свободной торговли Украина – ЕС. Помощь в предлагаемых Западом объемах и формах не способна серьезно улучшить экономическую ситуацию в стране.
Противоречия в интересах регионов, компаний и социальных групп в Украине, не дававшие сделать выбор между Ассоциацией с ЕС и Таможенным союзом, никуда не исчезли. Поэтому непонятно, какой же должна быть политика новых властей страны, чтобы сохранять ее единство и порядок в этих непростых условиях.
С учетом этих факторов, к величайшему сожалению, быстрый выход из нынешнего кризиса в братской стране представляется маловероятным. Поэтому страны-соседи должны быть готовы к новым возможным обострениям ситуации в Украине.
Беларусь в этой ситуации сохраняет приверженность своим союзным отношениям с Россией и добрососедским отношениям с Украиной, а также продолжает развивать всестороннее стратегическое партнерство с великим Китаем, которое выйдет на еще более высокий уровень с началом работы Китайско-Белорусского индустриального парка под Минском.