На выставке, посвященной 100–летию сборника «Вянок», представлено много уникального, например два послания Максима Богдановича в «Нашу Нiву»: в них есть интересная роспись с завитком. Но главное событие, ставшее знаковым для всей нашей культуры, — неизвестное ранее произведение Богдановича. А именно опубликованный в 1909 году в ярославской газете «Голос» фельетон «Международный чемпионат и ярославцы». В тексте, обнаруженном младшим научным сотрудником Ириной Мышковец, автор иронизирует, что публика отдает предпочтение цирковой борьбе перед более духовными мероприятиями. Текст Ирина обнаружила с помощью интернета:
— Я узнала, что в государственном архиве Ярославской области оцифровали старые периодические издания и разместили в свободном доступе. Богданович с 1908 года жил в Ярославле, окончил там гимназию и юридический лицей, печатался в прессе. И я скачала газеты того периода. Искала подпись Богдановича, его псевдонимы, криптонимы. Один из псевдонимов поэта — Эхо. Установлено, что в 1909 году был опубликован фельетон. Поэтому, когда я нашла еще один фельетон, напечатанный с разбежкой в месяц в той же газете, под той же подписью, предположила, что и автор тот же. Я не текстолог, подробный анализ еще предстоит сделать, но пришла к выводу: можно считать, что этот автор — Максим Богданович.
Итак, вашему вниманию — найденный фельетон Максима Богдановича.
Международный чемпионат и ярославцы
С каждым годом интерес публики к цирку рос все сильнее и больше.
Все — от мала до велика — знали по именам борцов–чемпионов, знали еще, сколько каждый из них весит, какого роста борец, крепок ли у него лоб и какого размера шея.
Всюду — и на бульваре, и в семейных домах, и на службе, и в уютных салонах — только и говорили о том, как один чемпион ловко «ущемил» другого и как этот второй ударил третьего по уху, которое лопнуло…
Мало кого стали интересовать другие увеселения. Одно название «литературно–музыкальный вечер» звучало как–то странно.
Пробовали было отвлечь внимание публики устройством вечера с участием литераторов; но и тут не повезло…
Все слыхали о том, что Е.Н.Чириков писатель, но никто не хотел верить, что он умеет бороться…
Так и не пошли.
А о театре и говорить нечего… Театр пустовал и завидовал цирку.
Подобное отношение ярославцев к гладиаторским зрелищам захватило и нас, и мы отправились — счастливые — смотреть борьбу.
Мы пришли как раз к тому моменту, когда на ковре уже валялись две полуобнаженные фигуры… Борцы возились, обращая нуль внимания на зрителей, и тяжело кряхтели.
Вдруг из толпы раздалось:
— Ногу отдай!
Галерка зашикала, в рядах застучали…
Оказалось, что чемпион Петербурга «Ату его» схватил неправильным приемом чемпиона Финляндии «Я не поддамся». Но последний успел как–то вывернуться и очутился «в партере».
Публика завыла, захлопала браво… Из первых рядов послышался сытый хохот и громкий отзыв.
— Молодец!
— Уж не Гучковский ли? — подумали мы ненароком, но тут же опомнились, что присутствуем лишь на борьбе физической и ни о какой политике здесь речи быть не может… Мало ли что бывает в Думе, где один оратор схватится с другим; например, Родичев с Бобринским. Вообразить все можно!..
Но не успели мы докончить своей мысли; как нашим взорам предстало странное зрелище:
Чемпион Петербурга лежал под чемпионом Финляндии по всем правилам искусства французской борьбы.
Публика неистовствовала, вызывая чемпиона «Я не поддамся». Его противник ругался и махал кулаками. Жюри, в числе которого заседали два фертика–студента, горячо обсуждало скандальный номер. Председатель звонил. Цирк стал походить на Новгородское вече…
— Так вот где свобода собраний! — подумали мы и очутились разом в общем водовороте разыгравшихся страстей… Нам стало понятным, почему все кричат и рады;
— Цирк оказался местом в городе, где был доступен свободный обмен мнений! Для всех без различия возрастов и положений. В особо приподнятом настроении были дамочки…
Но вот борьба окончилась, и мы вышли на улицу.
Не успели отойти и квартала, как нас догнали бежавшие сзади мальчики и с вытянутыми физиономиями любопытно справлялись:
— Скажите, дядя, кто кого положил?..
Мы удивились детскому любопытству и рассказали.
У самых ворот дома нас предупредительно остановил сторож с большой медной бляхой, похожей на луну, и спросил:
— Барин, вы из цирка?
— Да!
— Кто с кем боролся? Кто же кого поборол?
Подошел другой сторож.
Опасаясь навлечь на себя гнев ночных сторожей, мы любезно им рассказали все, что видели, и едва успокоенные пришли домой…
Эхо
Газета «Голос», 1909 год, № 189, с. 3. Рубрика «Маленький фельетон».
Людмила РУБЛЕВСКАЯ, СБ-Беларусь Сегодня