В каждой советской школе спортзалы и спортивные площадки были завешаны наглядной агитацией с лозунгами “От значка ГТО к олимпийским медалям!” или “Выше знамя советского спорта!”, были и “Их достижениями гордится школа”, “Наша гордость” с портретами победителей соревнований городского и республиканского уровня.
Как и все советское, сейчас это воспринимается как идеологический архаизм. Но в то же время большинство ребят того времени искренне проникались атмосферой очень ответственного отношения к урокам физкультуры и спорту в целом. Все выходили на “физру” в единой спортивной форме, сдавали нормативы и активно участвовали в различных спартакиадах, кроссах и межшкольных соревнованиях. Да и урок физкультуры не воспринимался старшеклассниками как легкий перекур или возможность побродить по школьному двору.
Школу я оканчивал в Бресте, где на тот момент было всего два бассейна. Несколько четвертей учитель физкультуры нас водил в один из них, где специалисты обучали плаванию. Учили нас азам футбола, волейбола, гандбола. Мой младший сын учится в Минске и их ни разу не водили в бассейн, да и не припомню активного и централизованного участия в каких-то соревнованиях, спартакиадах или легкоатлетических забегах. И не потому, что его школа плохая или он этого избегает. Нет, она самая типичная. Такая же ситуация и у детей моих друзей и знакомых. Урок физкультуры в последние годы по целому ряду объективных и субъективных причин стал смехотворным придатком к системе среднего, да и высшего, образования.
У кого из окна виден школьный двор, понаблюдайте, как проходит так называемый урок физкультуры у старшеклассников. Просто анекдот. Стопроцентной спортивной формы не увидите нигде. В лучшем случае ребята пинают брошенный учителем мяч, а девочки хихикают в перерывах между перекурами и накрашиванием ресниц. Злой физкультурник может заставить пробежать круг по стадиону. Притом попыток со стороны учителя превратить это действо в полноценный урок или хотя бы просто организованную физически активную разминку и не наблюдается. Думаю, оттого, что сами физруки себя-то и учителями не считают.
Кстати говоря, проблему с начальной физической подготовкой в школе констатируют и профессионалы. Перед тем как писать свой блог, я встретился с начальником управления физической культуры Министерства спорта и туризма Беларуси Павлом Петровичем Непряхиным.
— Павел Петрович, вы признаете реальную проблему ухудшения преподавания физкультуры в средних учебных заведениях?
— Конечно, проблема существует. Даже плановые проверки Минспорта с выездом на места часто фиксируют плохой уровень преподавания физкультуры в школе. Типичной становится ситуация, когда учитель в сторонке, а дети кувыркаются как хотят или в лучшем случае сами гоняют мяч. К сожалению, нет целенаправленного процесса обучения детей физической культуре. В принципе, с советского времени требования к учителю физкультуры в своей основе практически не изменились, а вот подходы нужно менять. Дети ХХ и дети ХХI века разные. Это сказывается и на отношении их в том числе и физкультуре. Современное общество предусматривает некую гуманизацию процессов дисциплинарного привлечения детей к занятиям физкультурой. Раньше подходила система ГТО, все ходили стройными рядами на соревнования по видам ГТО и писались фиктивные статистические отчеты. Глобального эффекта это не давало. Просто народ был более послушный и дисциплинированный, школа имела рычаги воздействия на родителей и учеников.
— Зато была массовость спорта и более здоровая молодежь.
— Мы и сейчас сохранили эту идею в лице государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Беларуси. Только заниматься им хотим не для стройных рядов, а для определения уровня физической подготовки наших детей. Убежден, чтобы привить ребенку к любого рода упражнениям и просто к двигательной активности, необходимо все это подавать интересно и увлекательно. В этой связи возникает вопрос – а насколько учитель физкультуры соответствует тем требованиям, которые предъявляем мы? Насколько он понимает, что дети на уроках физкультуры должны получать оздоровительный эффект, а не натаскивание на результат. Учитель должен преподавать физическую культуру, а не фиксировать количество подтягиваний. Результат придет, когда школьник увидит интерес в уроке и мотив к действиям, а не мучителя в спортивном костюме, который гоняет по 10 кругов вокруг стадиона… Об этом свидетельствует и общественное мнение. По итогам опроса, проведенного нашим информационно-аналитическим центром, родители признают, что дети старше 14 лет очень резко меняют свое отношение к занятиям. В переходный возраст физкультура становится для большинства мальчиков, как кость в горле, а девочки заявляют, что просто не хотят ломаться перед сверстниками, сдавая какие-то нормативы.
— Так проблема в нерадивых учителях физкультуры, ленивых детях или в отношении к спорту в обществе и семье?
— Соглашусь с тем, что проблема это всеобъемлющая. Начну с того порядка как вы и спросили. В первую очередь учитель физкультуры – это педагог, а не спортсмен, пусть даже и известный. Многие бывшие спортсмены, которые избрали себе педагогическое поприще, понять этого не хотят. В вузе их готовят как педагогов, но насколько они туда приходят мотивированными на педагогическую деятельность? В этом большой вопрос. У нас многие спортсмены видят только вершину и гонорары Дарьи Домрачевой или Виктории Азаренко. Но надо просто осознать, что такие люди от бога и их один на сотни миллионов простых спортсменов. Наверное, сложно принять, что если ты окончил институт физкультуры и пришел в школу, то не будешь получать баснословные гонорары, как выдающийся тренер или как спортсмен-победитель Олимпиады. Ничего нет унизительного быть просто хорошим учителем физкультуры, готовиться и работать над своими уроками, как учитель физики, химии или истории.
Мы с Министерством образования договорились, что необходимо проанализировать учебную программу, чтобы она стала не отталкивающей, а интересной и чтобы дети были заинтересованы продолжать занятия физкультурой и спортом вне учебного заведения. Это сложный процесс, где еще многое решают общее социальное настроение, семейные ценности, внешние стимулы. В конечном итоге можно старшеклассницам преподавать шейпинг или аэробику, а ребятам плавание или единоборства. Не стоит гнать школьников нарезать круги вокруг стадиона, надо дать право выбора, а затем добиться динамики по выбранному направлению.
— Вам не кажется, что ко всем этим проблемам утеряна государственная идеология массового спорта по принципу “Папа, мама, я – спортивная семья”. В Беларуси половина мужского населения курит, высокий процент пьющих и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В таких семьях растут дети, у которых совсем иные ценности.
— Я бы настолько краски не сгущал, но то, что мы утеряли методику и рычаги формирования корпоративного духа, как у школьников, так и у студентов, – это факт. Мы стараемся это как-то вернуть, проводя крупномасштабные спортивные мероприятия среди школ района или города. В них важно изменить параметры и не принуждать бежать на результат, а принуждать выйти всех. Это уже идеология, надо развивать клубы любителей бега, объединять коллективы министерств, ведомств и частных компаний. Более того, Минспорта хочет даже уроки физкультуры в школах попробовать проводить по безотметочной системе. На мой взгляд, вообще, оценку по физкультуре надо формировать не по количеству подтягиваний и выполнения норматива по бегу, важны динамика, прогресс и желание подростка развиваться. Это надо стимулировать и развивать.
— Демократичность, конечно, хороша, но когда я служил в ГДР, там в школах была обязательная ежедневная физкультура, бассейн, легкая атлетика. Что это давало тогда, и сейчас демонстрируют не только медали немецких атлетов, но и уровень здоровья немцев. Журнал Forbes утверждает, что Германия – страна с наиболее высоким коэффициентом уровня здоровья.
— Да, соглашусь, что Германия в плане организации и популяризации физкультуры может быть образцом. Наверное, мы еще не смогли сформировать, а главное — довести до полной реализации, государственную идеологию спорта. По нашей статистике, только 18 — 20% соотечественников систематически занимаются спортивными упражнениями. А что остальная часть активного населения. Эти цифры можно экстраполировать и на школьный класс. Только 20% школьников в той или иной степени занимаются спортом. Для организационного решения этой проблемы на последней итоговой коллегии Минспорта мы приняли решение по объединению отделов образования со спортом и туризма на местах. Это общая задача, которую надо решать сообща. Уже с 1 июля 2013 года на уровне гор-, райисполкомов начальной физподготовкой в школах занимается единый отдел. С 1 сентября этого года вместо двух уроков физкультуры в неделю их в школах стало три. Думаю, что они должны быть ежедневны. Но есть камень преткновения. Минздрав, по идее, как сторонник здоровья не дает нам увеличивать объем занятий физкультурой, относя их к дополнительной учебной нагрузке. Убежден, что это разгрузка, а не нагрузка, и не стоит ограничивать предметы, связанные с двигательной активностью. Особенно в современном мире. Еще одно принятое нововведение. Мы будем активно обучать детей плаванию. Около 80% районов республики имеют плавательные бассейны. Летом есть возможность подвоза детей и есть летние водоемы. ОСВОД готов оказать содействие в организации этого обучения на открытых водоемах. Обязательная система корпоративных соревнований – через спартакиады надо мотивировать и учителей физкультуры. Хотя бы с точки зрения возможности выехать на соревнования в областные города, на всероссийские спартакиады. Так что опыт и подходы Германии интересны, только у нас должно все строиться демократичнее и не должно быть лишней показухи и большого количества свистков.
— Вы за то, чтобы сами дети в конечном итоге решили, чем и как им заниматься?
— А почему бы и нет. Вероятно, эта демократизация даст результат в общей физической активности. Здесь, конечно, особенно важна роль учителя физкультуры как педагога. Только он сможет не просто заставить заниматься спортом, а найти ответы на вопросы: почему маленькие дети очень активны, а подростки все более избегают физической активности? что происходит с природой человека, в чем причина такого физического нигилизма?