Дмитрий Жук: Новости — это как раз то, что мне нравится

Статьи

Гендиректор БелТА Дмитрий Жук — об ответственности за решения, умении оценивать информацию из Интернета, секретах работы своих коллег на опережение конкурентов и невозможности на рыбалке отключить телефон.

На двери кабинета генерального директора Белорусского телеграфного агентства Дмитрия ЖУКА висит табличка с высказыванием легендарного Че Гевары: «Устал — отдохни. Но после этого ты уже никогда не будешь бойцом революции». Пожалуй, более подходящей фразы и не подобрать, ведь создание новостей сродни свершению революции: чуть остановился, зазевался — и проиграл. БелТА же выигрывает уже на протяжении 95 лет. И более десяти из них — под руководством Дмитрия Жука.

— Дмитрий Александрович, вы стали генеральным директором БелТА в 33 года. До этого у вас уже был опыт руководящей работы на самом высоком уровне — возглавляли пресс-службу Президента Беларуси. Помогала ли молодость в карьере?

— Карьера — правильное и хорошее понятие, которое применимо к государственным служащим или военнослужащим в стремлении к своему совершенствованию. В журналистике — нечто иное: желание делать что-то новое, развиваться дальше. И новости — это как раз то, что мне нравится, в чем я себя чувствую уверенно.

А молодость помогает всегда. Я думаю, что молодые люди должны стремиться к тому, чтобы продвигать себя. Но дело в том, что не каждый человек готов брать на себя ответственность, сказать при необходимости: «Да, это я виноват, это мой просчет».

Чтобы руководить — информационным агентством, производственным предприятием или коллективом магазина — нужно уметь принимать решения и потом нести за них ответственность. Потому что отрицательный результат — это тоже результат, он способствует в конечном итоге продвижению к результату положительному.

Молодости же чаще не свойственна черта брать на себя ответственность. Может быть, поэтому так складывается и в жизни, что люди приходят на руководящие посты уже в более зрелом возрасте. Хотя, к сожалению, у нас многие люди в этом отношении не взрослеют и к пенсии. Причина — иждивенческие настроения, которые мы унаследовали от Советского Союза. Так может, нам пора уже повзрослеть, начать самим заботиться о себе? О чистоте в подъездах, порядке возле домов? О расчищенном снеге зимой вокруг своей машины?

— Как здесь не провести аналогии с ответственностью за ту информацию, которую агентство «выпускает» в Интернет…

— И не только в Интернет. Мы ведь — поставщики новостей для всех СМИ. То, что люди ежедневно слышат в радиоэфире, видят по телевизору и читают в газетах — все это в той или иной степени работа информагентств. Это делают, создают люди, которые пишут новости. А для того, чтобы эту новость сделать, нужно оказаться в то время и в том месте, где происходит это событие.

Другое дело, что из-за развития Интернета пропадает эксклюзивность на новости. Сейчас информацию «выбрасывают» — и она веером расходится по различным сайтам, и зачастую даже источник ее теряется.

И в этом минус. Ведь если в БелТА каждый конкретный журналист отвечает за написанную им заметку, за достоверность изложенной в ней информации, то есть масса ресурсов, на которых вы не найдете даже намека на авторство, не сможете связаться с руководством этих сайтов.

Странная логика: прочитав слово на заборе, мы не верим тому, что именно это находится за забором. Сегодня уже нет той святой веры слову, написанному в газете или сказанному по радио, которая была еще 30 лет назад. А вот в Интернете мы готовы верить всему — независимо от того, где и кто и по какой причине выложил эту информацию.

Интернет — это тот новый инструмент, которым люди пока еще не научились пользоваться. Так может, мы будем немного шевелить своими извилинами, работать серым веществом? Оценивать информацию, которую мы получаем с точки зрения ее возможной достоверности?

— Бытует мнение, что журналистика скоро потеряет свою актуальность, раз в Интернете каждый сам может написать, что хочет…

— В том-то и дело, что нужно различать, что просто пишут в Интернете, и журналистику. Журналистика — это большая ответственность. Я, конечно, не говорю о блогерах, среди которых множество талантливых людей. Как правило, это люди, состоявшиеся в другой, кроме Интернета, сфере деятельности. Их блоги зрелы и интересны.

Но те, кто существует исключительно в Интернете, чаще никак не реализовали себя в жизни. А вот доступность инструмента, механизма, позволяет им писать. Даже не блоги — «комменты» к материалам. Конечно, высказывать свою точку зрения — это тоже неплохо. Но, к сожалению, все чаще это превращается в изливание желчи…

— И анонимность этому способствует…

— Анонимность — это большое зло в любом случае. Не случайно анонимки в свое время даже не рассматривали. Но следует понимать, что эта анонимность мнимая. Любого «комментатора» вычислить не проблема. И тогда придется нести ответственность, если ты допустил оскорбление или клевету. Не стоит об этом забывать, особенно молодежи.

— Но как удается репортерам БелТА быть всегда на полшага впереди остальных? Найти, написать и выложить новость раньше других?

— Во-первых, это профессионализм. Их работа — новости, и они заточены под это. Эти люди не только мобильны, но и разносторонне образованны, их склад ума позволяет мгновенно вычленять главное и нужное. И что немаловажно — это стрессоустойчивость. На их работу не должны влиять ни личное настроение, ни посылы окружающих, иначе будут искажены факты, а этого допустить нельзя.

У нас, конечно, жесткие требования. И им нужно соответствовать, чтобы попасть на работу в БелТА. Но, кроме того, важно и желание человека. А также его готовность начинать каждый свой день с чистого листа. Вчера у тебя был интересный собеседник, замечательный факт, какая-то находка, интересный материал. Сегодня ты приходишь и у тебя должен быть новый собеседник, новый материал.

Ни для кого не секрет, что некоторые журналисты используют одни и те же источники, одни и те же темы с завидной регулярностью. Репортерам в этом отношении сложнее. Они все время в поиске по-настоящему новых тем.

— За 95 лет у Белорусского телеграфного агентства сложились свои традиции. И в то же время сегодня мы не мыслим свою жизнь без новых технологий, инноваций. Как совместить современные и традиционные подходы к работе? Возможно ли это вообще?

— Наша основная задача осталась той же, что и была 95 лет назад: рассказывать людям не только Беларуси, но и всего мира о том, что происходит в стране: о решениях власти, культурных событиях, спортивных достижениях, экономических успехах либо провалах, достижениях науки…

Мы делаем это сегодня, как и 95 лет назад. Информация, факт, заметка — они остаются. А вот механизмы постоянно развиваются. Когда-то самым современным средством подачи информации был телеграф. Поэтому в названии многих информагентств, которые зарождались в те времена, присутствует слово «телеграфное». Сегодня это Интернет. Но не будем же мы переименовываться в, скажем, «интернетное», ведь завтра появится другой, более современный способ передачи информации.

Важнее другое. Нам верят, и этим мы дорожим больше всего. Безусловно, мы стараемся делать свою работу быстро. Но самое главное — это не скорость. Главное — это качество, достоверность и точность.

Принцип здесь прост: сделаешь быстро и плохо — «быстро» забудут, а «плохо» — останется. Поэтому нужно делать хорошо и быстро. Хотя иногда лучше не сделать вообще, нежели допустить ошибку. Потому что на основе этой информации кем-то будет принято решение. Человек может ошибиться, понести издержки, если речь идет, скажем, об экономической информации. И заставить его второй раз себе поверить будет очень сложно.

Хотя и нам приходится вносить уточнения в свои заметки. Причины могут быть разные: меняются события, решения, обстоятельства, но влияет и человеческий фактор.

Еще один принцип нашей работы — это постоянное обновление. К примеру, три года у нас существует видеоканал на YouTube. За это время наши ролики просмотрели пять миллионов человек. Это значительная аудитория.

Мы идем и в социальные сети. В каждой у нас по 6—7 тысяч подписчиков. А ведь информация расходится еще гораздо шире. Там, где есть аудитория, должна быть и наша информация. Есть технологии — значит, мы должны их использовать.

Сегодня мы должны предоставлять информацию не только тем, кто привык читать газеты, но и тем, кто их в руках не держит. Молодежь получает информацию с помощью тех инструментов, которые им кажутся наиболее удобными: через смартфоны. И мы должны реализовывать их право на получение достоверной информации. Поэтому когда появятся новые инструменты — будем в числе первых их использовать в своей работе.

— Нелишним будет вспомнить еще об одном принципе — добывать информацию из первоисточников.

— Это правило, от которого мы не отходим. Опосредованной информации  у нас нет. Единственное, что можем сделать — это разместить новости других информационных агентств, но это нормальная практика. Точно так же, как и они используют нашу информацию в своей работе.

Сегодня не обязательно иметь собственных корреспондентов во всех точках мира. Там ведь тоже работают журналисты. Точно так же, как и в Беларуси многие мировые СМИ не имеют своих корреспондентов, однако информацией из Беларуси пользуются.

У нас подписаны партнерские соглашения с различными информационными агентствами мира. В числе партнеров БелТА информационные агентства России, Украины, Молдовы, Казахстана, Армении и других стран СНГ, а также Китая, Кубы, Ирана, Малайзии, Южной Кореи… Также мы сотрудничаем с Рейтер и с другими агентствами.

— Есть ли чему поучиться у коллег?

— Существует определенный стандарт информации, который должен выдерживаться любым агентством. Но суть работы журналиста везде одинакова.

Другое дело — хотелось бы, чтобы квалификация работников росла. Сегодня корреспонденты многих агентств, которые раньше писали только заметки, сейчас спокойно снимают и фоторепортажи, и видеоролики.

Есть и у нас ребята, которые при необходимости и заметку хорошую напишут, и фотографию качественную сделают. Но пока мы не идем по такому пути развития.  Да, такие люди должны быть в информагентстве, но, скорее, как спецназ в армии, то есть небольшая группа. Не стоит делать универсалами всех поголовно. В любом случае, у человека, который делает три дела сразу, что-то получается лучше, а что-то хуже.

— Вы — трудоголик или из тех, кто считает, что надо отдыхать от работы?

— От новостей отдыхать невозможно. Хотя, уезжая в отпуск, стараешься по минимуму соприкасаться с работой. Но это очень сложно. Новости — это немного наркотик. Это образ жизни, образ мысли, это данность.

Но трудоголик ли я? Есть такая житейская мудрость: ленивый человек делает все быстро, чтобы дело не отнимало у него много времени и качественно, чтобы потом не переделывать. И я, наверное, отношусь к таким людям.

Можно ли это назвать трудоголизмом — не знаю. Но я считаю, что если начал какое-то дело, обязан его довести до конца. Нельзя бросать на полпути. А прежде чем начинать, необходимо хорошо подумать, составить в голове план, чтобы в самый ответственный момент не оказалось, что все разваливается из-за какой-то мелочи. Ведь тогда получится, что ты попусту истратил и свой ресурс, и ресурс тех людей, которые с тобой работают.

— То есть уехать на три дня на рыбалку и отключить все телефоны — такого не бывает?

— Такого — нет. Либо ты в профессии — либо ловишь рыбу. Наша профессия не позволяет отключить все. Иначе потом никому не будешь нужен. Тебе позвонят один раз, второй, а на третий обратятся к твоему конкуренту.

— Но как отвлекаетесь от новостей?

— Читать люблю, как это ни странно звучит. Чаще это книги, которые когда-то в детстве, юности недочитал или недопонял, хотя читал я очень много и с удовольствием. Или просто книги, которые полюбились. Могу перечитывать «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека по нескольку раз.

Люблю плавать. Обожаю лес, просто ходить по нему, собирать грибы. Это доставляет мне удовольствие.

— Насколько я знаю, вы родом из деревни? К труду на земле не тянет?

— Родился в деревне в Слуцком районе, но когда мне было три года, родители переехали в столицу, так что вырос я в Минске. Однако сельскую жизнь знаю не понаслышке. Я не только ее видел у бабушки и дедушки в деревне в свое время, но и умею выполнять любую работу по хозяйству. Дед научил меня даже косить.

Но это очень большой труд. Домашнее хозяйство плюс работа (вставать в пять утра и ложиться, когда коровы летом вернулись с пастбища), и так каждый день без выходных — это вызывает уважение. И чтобы отдыхать душой, работая на земле, — в этом надо вырасти, чтобы понимать и любить. Это очень тяжело, но и очень интересно.

— Спасибо, Дмитрий Александрович, за интервью. И еще раз от имени всего нашего редакционного коллектива — с 95-летием создания БелТА. Так держать!

Юлия БОЛЬШАКОВА, Сельская газета



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *