Уверен, что каждому журналисту необходимо любую жизненную ситуацию прочувствовать самому, дабы правильно описать все детали и ощущения. Сам так и делаю. И судя по резонансному обсуждению постов, большинство читателей подобные проблемы прочувствовали и на себе. Резонно, я не могу быть абсолютно объективным и, естественно, что все пропускаю через личное мировосприятие. На то это и авторский блог.
Честно скажу, что не хожу ни на какие пресс-конференции, брифинги, «круглые столы», отчетные коллегии и плановые интервью важных чиновников. Приблизительно ясно, что на них прозвучит и какие цифры представят СМИ. Новости смотрю, но всегда только как источник официальной информации. Последнее время искреннее радуюсь и горжусь отечественными успехами в трансплантологии, сосудистой хирургии, лечении онкологических заболеваний и ряде других медицинских достижений, но, приходя в поликлинику, замечаю их с трудом. Несомненно, что эти единичные операции двигают прогресс и позволяют стране зарабатывать. По этому поводу хорошо шутил Михаил Жванецкий о том, что все знают, что где-то есть закрома родины, но никто их не видел и никогда не пользовался. А очень хочется, чтобы они были для всех…
А где наши педиатры?
Наша газета и авторы блогов не раз писали о проблемах очередей в поликлиниках, загруженности участковых врачей, нехватке специалистов в скорой помощи, отсутствии мотивации медперсонала и в этом роде. Фактически с этой ситуацией я уже и смирился, пойдя в частные клиники. Но вот дети! Они-то точно ни в чем не виноваты. По крайней мере, настроение врачам своими расспросами не портят и не ругаются на плохое лечение. Оттого и хочу затронуть тему первичного медицинского звена, с акцентом на детское амбулаторное обслуживание. Как-то получили мы на сайт такое письмо: «Здравствуйте! Помогите разобраться в сложившейся ситуации. Я мама 3-месячного ребенка, т.к. у нас в больнице в г. Петрикове (Петриковский р-н, Гомельская область) нет лор-врача, нас отправили на консультацию в г. Мозырь. Приехав туда, мы получили отказ во всех поликлиниках и больницах города. Врачи это объясняли тем, что они якобы не обслуживают наш район. Мне пришлось возить грудного ребенка по всей территории области! Везде отказ! ПОМОГИТЕ!!!»
Поначалу даже сложно было представить такую ситуацию. Но до того момента, пока мы сами с младшим сыном не столкнулись с ней в столичной детской поликлинике. Принципиально не хочу называть здесь ее номер, так как подобная ситуация во многих детских поликлиниках. Все знают, что для школы ребенку надо пройти ряд врачей с целью получить справку. Очередь к окулисту надо ждать более месяца. Такого врача нет вообще в поликлинике столицы Беларуси и вас направляют в другую. Талончиков к неврологу нет вообще. По требованию у заведующей нам выделили на месяца полтора вперед. А боже упаси, у вашего ребенка есть намеки на сколиоз или плоскостопие. До специализированного ортопедического центра вы доберетесь уже с искривленным позвоночником и второй степенью плоскостопия. Педиатры не спешат туда направить. Там перезагруз. Тому есть реальный пример. А вы знаете, за сколько производится запись к детскому ортодонту? За полтора месяца. Изготовления обычной пластинки для исправления прикуса надо ждать минимум шесть месяцев! Короче говоря, к свадьбе пластику можно получить. Что там Петриков — это Минск.
Судя по письмам, своему опыту и высказываниям знакомых, ситуация с амбулаторной педиатрией просто патовая. Я сам попробовал проанализировать разные источники и что-то понять.
Странная статистика
Начну с очень странной и противоречивой статистики. Координатор сектора человеческого развития Всемирного банка по Беларуси Паоло Белли заявил, что, по данным ВОЗ, на 1.000 человек в Беларуси приходилось более 5 врачей и 13 человек среднего медперсонала. Это чуть ли не самая высокая концентрация медиков в мире на одного жителя. Среднее количество врачей в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 3,1, среднего медперсонала — 7,2, в странах СНГ — 3,5 и 8 соответственно. В Испании на тысячу человек приходится около 4 врачей, во Франции — 2,5, Чехии — 4. Журнал Forbes опубликовал список стран, где уровень здоровья составляет наиболее высокий коэффициент. На первом месте Исландия, где уровень продолжительности жизни составляет 72 года у мужской половины и 74 года у женской половины населения. Там работает 3,62 врача на 1.000 человек населения. В Австрии, где отмечается наиболее низкий уровень смертности среди детей и младенцев, количество врачей – 3 на 1.000 жителей.
Кроме того, у нас же в небольшой девятимиллионной стране функционируют 5 учреждений по подготовке, повышению квалификации и переподготовке врачебных и провизорских кадров, 14 учреждений, обеспечивающих получение среднего медицинского и фармацевтического образования и три центра повышения квалификации и переподготовки кадров со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Получение высшего медицинского и фармацевтического образования обеспечивают 4 медицинских университета: Белорусский государственный медицинский университет, Витебский государственный, Гомельский и Гродненский государственные медицинские университеты. Более того, секретарь приемной комиссии Белорусского государственного медицинского университета Денис Александров, подводя итоги вступительной кампании, отмечал, что на педиатрический факультет при плане набора на 1-й курс 120 абитуриентов конкурс составил 2,1 человека на место. При этом 120 человек были зачислены на бюджетное отделение с определенными обязательствами при распределении. Виктор Снежицкий, ректор Гродненского государственного медицинского университета, подчеркивает, что проходные баллы в его университете на протяжении последних лет одни из самых высоких в республике. Эти цитаты к тому, что хотят учиться многие, да и поступают немало. Куда же девается столько врачей?
С другой стороны, БЕЛТА сообщает, что рынок труда Беларуси испытывает дефицит медиков и переизбыток экономистов. В городах республики зарегистрировано приблизительно 15 безработных врачей, а потребность в них (исходя из количества вакансий, заявленных нанимателями в службу занятости) в 74 раза больше – 1.105. Спрос нанимателей на медицинских сестер в городах в 27 раз превышает предложение: на 1.356 вакансий условно претендует 51 человек с соответствующим средним специальным образованием. При том, что четыре вуза страны и 14 средних специальных медучреждений вручают каждый год дипломы более чем 4 тысячам молодых медиков. Получается, с одной стороны, студентов-медиков не убывает, но врачей в поликлиниках не прибавляется? Прямо Бермудский треугольник.
Как все это оправдывают
Пишут, что многие молодые медики сразу после вузов уходят в частные клиники или в другие профессии. Не сильно верю. Есть бюджетники, которые обязаны отработать по распределению. Частных клиник мало, да и они не особо рвутся принимать на работу вчерашних интернов. Сомневаюсь и в том, что наши молодые медики поголовно уезжают за границу. Там тоже нужны профи, а не выпускники. Какая-то очень противоречивая статистика. Я ничего понять не могу. Одни говорят, что медикам выгоднее уехать в район и получить там квартиру или дом, чем ждать даже общежития в городе. Может быть, но их и в районах не хватает. Вторые утверждают, что большинство врачей сбегают в фармацевтику и работают медицинскими представителями по продаже оборудования и в этом роде. Знакомая врач рассказала мне, что часто девушки-педиатры уходят в декрет, который им зачисляется как отработка за обучение на бюджетной форме. Все ищут лазейки… Наверное, неспроста.
Не собираюсь глубоко исследовать эти проблемы. Просто вижу, что в большинстве минских поликлиник не хватает банальных педиатров и тем более узких специалистов. Уверен, что этим должен кто-то очень озаботиться и найти решение проблемы улучшения качества первичного медицинского обслуживания детей как самого важного звена нашей медицины. По всем остальным показателям можно доложить потом. Давайте в конце концов примем справедливые правила и не будем лукавить друг другу по принципу – «лечиться даром – даром лечиться». Лично я готов платить за то, чтобы мои дети качественно обслуживались в поликлинике по месту жительства. Конечно, не цену частного медицинского центра, но платить. Пусть сделают льготы для малоимущих и многодетных, а за мои и деньги других родителей поощряют врачей и дают им общежития или льготные кредиты на жилье. Можно же придумать формы взаимоответственной и взаимовыгодной мотивации медиков. Надо же хоть что-то делать, а не ждать, когда в очередной раз Президент страны начнет разбираться с педиатрией, как это произошло с долевым строительством.