Анатолий Лемешенок: Нынешняя молодёжь очень креативная, но нуждается в наставниках

Статьи

Когда ты юн и пока никто, а перед тобой мэтр, то чувство неловкости не отпускает. Ох и поволновались же юнкоры газеты «Переходный возраст», отправляясь на встречу с Анатолием Ивановичем Лемешёнком. Но переживали зря! Председатель общественного объединения «Белорусский союз журналистов», главный редактор газеты «Рэспублiка» оказался… человеком. Мудрым, душевным и открытым! С ним мы поговорили о любви, мистике, спорте, яблоках и, конечно, о профессии мечты.

Анастасия Кончиц: — Анатолий Иванович, Вы общественный деятель, руководитель крупного издания. А как сами себе отвечаете на вопрос: «Кто я?»

— Журналист. С десятого класса мечтал им стать, а дослужиться до главного редактора — такой цели не ставил. Но за жизнь понял: успеха достигают те, кто не идёт напролом и не стремится всеми силами наверх. Большего добивается тот, кто работает от души. Правда, пишу сейчас меньше: должности обязывают. Но во время отпуска тянет к перу. Уже набралась целая серия эссе, рассказов. Сочинил четыре детектива: пролистал некоторых российских авторов, стало обидно за читателей, вот и предложил свои в газете… Журналистика должна нести добро, тогда издания захочется читать.

— У Вас столько дел и обязанностей! Как удаётся всё успевать?

— Помогает опыт. По молодости мы не умеем организовать свою работу, распределить время. Я научился расставлять приоритеты, отказываться от чего-то, исключать. Например, раньше мне были интересны дипломатические приёмы, ужины, сейчас посещаю по необходимости, выбирая самые важные. Вот сегодня встреча с вами: юнкоры — в приоритете.

— Спасибо! А что Вам помогает быть в форме?

— Движение. С детства люблю футбол — играл в молодёжной сборной и, если бы не журналистика, стал бы тренером. Спорт — своеобразная модель жизни. Взлёты — падения, победы — поражения… Нужно много трудиться, чтобы получить золотую медаль. Так и в жизни. Даже самый талантливый, если не будет прилагать усилий, переступать через себя, ничего не добьётся… Сейчас я увлекаюсь ходьбой. В отпуске на Браславах каждое утро — пешком по 5 километров, да и внуков приобщаю к здоровому образу жизни. А ещё я стараюсь съедать в день по 2 яблока: они повышают работоспособность.

Александра Шпилевская: — Анатолий Иванович, хорошо ли Вы учились в школе?

— Я с шестого класса ездил на соревнования, из-за чего пропускал уроки. Классный руководитель меня не жаловала за это. Однако оценки получал неплохие: не все «пятёрки», но ниже «четвёрок» не было. И даже по математике, физике, которые я не очень любил.

— А когда занялись журналистикой?

— Во время службы в армии стал читать газету «Во славу Родины». Там была школа военкоров, начал писать. Как-то победил в творческом конкурсе, получил большое денежное вознаграждение, понял: профессия может прокормить. К тому же хотелось помочь маме: мы жили в криминальном районе Бобруйска, где на улицу не выйдешь без скальпеля в кармане — папа был врач, но рано умер… Трудные времена… Как-то на катке нас окружили человек двенадцать, двоих убили. Но судьба будто хотела, чтобы я выжил и в тот, и другой, и третий раз, когда я тонул, попал под колёса машины… Меня что-то оберегало и вело, помогая приблизиться к мечте — журналистике… Филфак Могилёвского педагогического, газеты «Во славу Родины», «СБ», «7 дней», «Рэспублiка»…

— Работая в такой сфере, наверняка приходится слышать критику. Как на неё реагируете?

— Болезненно. Но научился не показывать, стараюсь превратить услышанное в шутку. Возможно, это и позволило добиться многого… Но вы всё равно лучше меня не критикуйте.

— Ни в коем случае! А как Вы снимаете напряжение, отдыхаете?

— Разделяю отпуск на две части и стараюсь уехать на Браславы. Там на озере Абабье меня ждут лодка «Маркиза» и мостик, с которого ловлю рыбу. Осенью под дождик пишу.

— А что для Вас важнее: карьера, здоровье, семья?

— Самое важное — семья. Запомните. Вы не встретите более заинтересованных в вашей судьбе людей, чем родители. Как бы ни искали. Поэтому слушайтесь их, берегите, не огорчайте. В вашем возрасте может показаться, будто «предки» старомодны и ничего не понимают. Однако со временем убедитесь, что были неправы.

Алина Дашкевич: — Юность — пора, когда все чувства обостряются. Как считаете, любовь мешает учёбе, работе?

— Любовь — сложное чувство. Это и радость, и горе. И никогда не знаешь, чего больше она принесёт. Какие только эмоции с ней не испытаешь! Конечно, запретить влюбляться человеку нельзя, это чувство по приказу не приходит и не уходит. Но по своему опыту знаю: писать можно в любом состоянии души.

Олег Островский: — Вы когда-то работали в спортивной журналистике, а сейчас в общественно-политической газете. Не скучаете по былым временам?

— Я доволен жизнью. Осуществил мечту — стал журналистом, есть семья: жена, с которой прожили уж и сосчитать трудно сколько лет, внуки… И спорт не забываю. Только одного я сегодня не принимаю: людей, именующих себя журналистами, которые «жируют» на скандалах, звёздах. Ведь наша профессия должна быть нацелена на добро. Мы призваны помогать человеку.

Егор Недведь: — А стоит ли доверять важные общественно-политические темы молодым или это по зубам только «матёрым волкам»?

— Нынешняя молодёжь очень креативная, но, как и во все эпохи, нуждается в наставниках. В начале моего пути за каждым «мальком» была закреплена «акула пера», помогающая овладеть профессией. Сейчас у старших на это нет ни времени, ни желания — кто сегодня будет что-то делать на голом энтузиазме? Хотя у нас работают выпускники журфака, студенты на полставки, но им не хватает советов опытных коллег…

— Может, Вы поделитесь некоторыми рецептами с нами и теми, кто мечтает стать настоящими журналистами?

— Будьте наблюдательными и ответственными. Во всех ситуациях оставайтесь порядочными людьми. Не изменяйте своей мечте. И ещё, расталкивая друзей локтями, вы только потеряете их, а награды найдут более достойных. Ну и не следует забывать, что журналистика — обоюдоострый меч, который может ранить или защитить.

Впечатлило!

Анастасия Кончиц: — Анатолий Иванович разговаривал с нами как с равными!

Александра Шпилевская: — После встречи прошёл час, а я всё улыбалась… Было радостно и познавательно!

Алина Дашкевич: — Мне повезло брать первое интервью у такого человека! И, не считая мудрых советов Анатолия Ивановича, я пополнила свою записную книжку парочкой его классных цитат. А фраза: «Я вижу по глазам, что у вас всё получится» укрепила веру в себя.

Олег Островский: — Мне понравился его голос и образная речь! А ещё — советы, как стать журналистом!

Егор Недведь: — В страхе и трепетном благоговении мы переступали порог «Рэспублікі», но Анатолий Иванович оказался приятным человеком, которого хотелось слушать ещё и ещё.

Есть повод!

«Колыбель журналистики» — так однажды в эфире Белорусского радио его ведущий Павел Лозовик окрестил «ПВ». И милое прозвище приклеилось к газете, которой в мае исполняется 20 лет. Уже трудно подсчитать, сколько ребят выросло на её строчках, сколько отмечено юнкоровских дебютов и побед! Но ежедневно, перелопачивая сотни детских писем, проводя мастер-классы, творческие конкурсы и встречи со школьниками, «ПВ» выдаёт на гора самородки: сегодня каждый третий студент журфака БГУ — выпускник «Переходного возраста». А в пёстром букете звёзд пера и микрофона немало тех, чьи имена впервые увидели свет на страницах этой газеты. И неспроста в юбилейный год в нашу «колыбельку» заглянул Белорусский союз журналистов. Совместный проект ОО «БСЖ» и «ПВ» — «В строках и между строк» — станет подарком для тех, кто мечтает изменить мир к лучшему, чья судьба — журналистика.

Жанна ЩУРОК, Переходный возраст



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *