Белорусский союз журналистов (БСЖ) стал старше. В нынешнем году этому общественному объединению профессиональных работников печатных и электронных средств массовой информации исполняется 55 лет. О том, на каком уровне находится современная белорусская журналистика, каковы ее сильные и слабые стороны, с корреспондентом БЕЛТА беседовал главный редактор газеты «Рэспубліка», председатель БСЖ Анатолий Лемешенок.
— Анатолий Иванович, расскажите об основных достижениях Белорусского союза журналистов за прошедшие годы. На что обращаете внимание при работе с молодыми сотрудниками СМИ?
— Не забывая о традициях БСЖ, мы главным образом стараемся заглянуть в будущее, которое связано с молодыми журналистами. Работа с ними для нас всегда в приоритете. На все журналистские проекты, которые организуются в Беларуси и на международном уровне, мы стараемся наряду с опытными коллегами делегировать молодежь. Одно из наиболее интересных мероприятий, которое проходит в Минске ежегодно и собирает сотни специалистов из нашей страны и зарубежья, — белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя будущего». Под его эгидой регулярно работает Летняя школа журналистики, которая дает возможность начинающим сотрудникам медиасферы пообщаться с опытными коллегами, почерпнуть полезную информацию и на шаг приблизиться к будущей профессии. Организаторами медиафорума, помимо БСЖ, выступают Министерство информации, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, Постоянный комитет Союзного государства. Подобные форумы регулярно проводятся союзами журналистов за рубежом, с ними мы поддерживаем контакты и на них также отправляем представителей из своих рядов.
Еще одно важное мероприятие — белорусско-российский форум молодых журналистов «Общий взгляд в будущее». В прошлом году он проходил в Гомеле. На этот раз форум проходил в Могилеве и собрал более 150 участников из Беларуси, России, Казахстана и Армении, медиаэкспертов и руководителей ведущих СМИ четырех стран. Организация этого мероприятия — целиком наша идея, но она оказалась настолько интересной, что к нам присоединились Постоянный комитет Союзного государства, Мининформ, БРСМ. Думаю, в следующем году в нем примут участие представители Польши, стран Балтии и других европейских государств, потому что интерес к подобного рода форумам растет.
У БСЖ действуют шесть областных журналистских организаций. Мы проводим семинары, пресс-конференции, выставки, ежегодный творческий конкурс «Золотое перо» и вручаем награды по десяти номинациям. Кроме того, мы решили в рамках белорусско-российского форума проводить отдельный конкурс для молодых журналистов, по итогам которого вручаем хорошие материальные призы. Радует, что уже на первом форуме в Гомеле наши молодые коллеги представили достаточно сильные работы, а в Могилеве определить победителей было еще сложней. Очевидно, что за относительно небольшой период и форум, и сам конкурс стали популярными, и мы уже думаем о том, чтобы вывести их за привычные рамки и в будущем организовать, например, фестиваль молодых журналистов. Его можно проводить на Браславских озерах или в Беловежской пуще. Но пока это планы.
Еще одно важное для нас направление работы — сотрудничество с ветеранами журналистики. Это уважаемые люди, которые и сейчас, уйдя на заслуженный отдых, продолжают активно публиковаться, многие из них пишут книги. Мы всячески поддерживаем и поощряем такой труд.
Самое важное — мы всячески стараемся дебюрократизировать работу союза, сделать ее открытой. Среди наших задач — защита авторских прав журналистов, повышение их профессионального мастерства, знакомство с новыми формами творческой деятельности, развитие базы региональной прессы, обсуждение проблем современной журналистики, укрепление связей с зарубежными коллегами.
— Сколько участников насчитывает сейчас БСЖ, и насколько активно пополняются ряды союза?
— В общей сложности БСЖ насчитывает более двух тысяч журналистов. Ежегодно мы принимаем к себе новых сотрудников СМИ. Это свидетельствует о том, что нам удалось восстановить престиж профессии и самого союза, и люди, понимая это, присоединяются к организации. Радует, что наши ряды пополняет много молодежи. Если в течение года мы обычно принимаем 70-80 человек, то большинству из них не исполнилось и 32 лет.
— Говоря об основных задачах БСЖ, вы упомянули в том числе защиту авторских прав. А вот интересно, насколько союз содействует разрешению спорных ситуаций, когда дело заходит о судебном процессе и журналист в погоне за красным словцом перегнул палку? Признайтесь: своих коллег готовы отстаивать?
— Проблемные ситуации с журналистами, действительно, периодически возникают, особенно когда встает вопрос о нанесении тому или иному человеку морального ущерба. Если на журналистов обращаются с жалобами или дело доходит до судебных исков, мы включаемся в работу конкретно. При правлении БСЖ действует комитет по премиям и профессиональной этике, который возглавляет опытный журналист Михаил Шиманский. Вместе с ним работают авторитетные специалисты медиасферы. Все спорные случаи рассматриваются, комитет выносит свое заключение, которое направляется в секретариат. После этого мы либо обращаемся в судебные инстанции, которые запрашивают от нас заключение, либо сами проявляем инициативу для дальнейших действий. Своих журналистов мы в обиду не даем и всегда стараемся действовать принципиально. Если мы не будем принципиально отстаивать свою позицию, тогда наше мнение не будет считаться авторитетным и просто нет смысла этим заниматься.
— Существует мнение, что на объективную и конструктивную критику способны в большей степени государственные СМИ, которые лоббируют интересы не отдельных организаций и личностей, а общества и государства в целом. Как вы считаете, достаточно ли на современном медийном пространстве здравых критических статей, сюжетов? Если нет, то по какой причине и на что стоит обратить внимание?
— Я думаю, в центральной прессе, республиканских изданиях таких материалов достаточно. Не хватает критики в районных газетах. Это немного странно и даже обидно, потому что региональная пресса пользуется влиянием и авторитетом, о чем свидетельствует количество подписчиков. Как человек, который много лет работает журналистом, могу пояснить, с чем это связано. Редактор издания зачастую просто не хочет портить отношения с руководством района, в котором живет и работает, а руководство довольствуется тем, что газета не особенно часто содержит критические статьи. В результате страдают обе стороны. А ведь хороший глава района должен понимать: лучше не ждать, когда та или иная проблема, которая на первый взгляд может показаться незначительной, приобретет республиканский масштаб и разбираться в ней начнут уже центральные печатные СМИ, телевидение. К сожалению, именно так часто бывает. Но проблемы на начальном этапе вполне могут ликвидировать совместными усилиями местная власть и редакция той же «районки». В этой связи, как мне кажется, руководителям районных газет необходимо смелее брать инициативу в свои руки и объективно, спокойно и не просто доброжелательно, а действительно заинтересованно выстраивать работу с местным руководством. Тогда газеты станут более интересными, их страницы будут наполняться не только успехами отдельных колхозов и механизаторов, но и важными жизненными статьями.
— Вы упомянули районные газеты. К слову о профессионалах, которых так не хватает в регионах Беларуси… Институт журналистики БГУ ежегодно выпускает сотни специалистов, но многие из них после получения диплома оседают в далеких от журналистики сферах. Очевидно, здесь есть какая-то проблема…
— Эту проблему мы продолжаем изучать, потому что сами отмечаем следующую тенденцию: в тех же районных газетах, допустим, из семи-восьми членов коллектива только два-три чаще всего имеют профессиональное журналистское образование. Есть даже случаи, когда его не имеют руководители региональных СМИ. Может быть, это не так страшно, потому что хорошими журналистами могут стать и те, кто не имеет профильного диплома. Но если человек все же получил образование, на него были потрачены государственные средства, возложены надежды, а он внезапно осел где-то, я могу назвать две причины, почему так происходит.
Во-первых, жаль, что по-прежнему на факультетах журналистики обучается мало парней. Девушки выходят замуж, уходят в декрет и зачастую после долгого перерыва уже не возвращаются в профессию. Во-вторых, до сих пор не была на должном уровне продумана мотивация для поощрения журналистов в материальном плане, в результате чего в районах коллеги получали сравнительно небольшие зарплаты. Сейчас, по данным БСЖ, эта ситуация стала меняться в лучшую сторону, особенно в тех изданиях, которые приближаются к самоокупаемости. В конце концов, я думаю, этот вопрос будет снят. Тем более что журналистов сейчас готовят не только в Минске, но и в регионах. Было бы обидно, имея творческие кадры на местах, упускать их из виду.
— На современном медиапространстве все большую популярность приобретают блогеры. В чем преимущество перед ними профессиональных журналистов?
— Главное преимущество заключается в том, что любой профессиональный журналист может спокойно стать блогером, а блогер журналистом может стать с трудом. Между этими двумя категориями есть большая разница: профессионал, как правило, грамотный человек. А вот среди блогеров часто встречаются дилетанты, которые даже не могут грамотно расставить знаки препинания, выполнив тем самым программу минимум. Да, блогеры креативно мыслят, но их статьи нуждаются в основательной шлифовке, а это именно то, чему учат в редакциях. Журналистом становятся не во время учебы в университете, а именно в редакции газеты, журнала, на телевидении, радио — в творческом коллективе, где можно почувствовать настоящий редакционный дух. В то же время блоги — тот сегмент, из которого можно привлечь творческие кадры в профессиональную журналистику. Это трудно, но возможно.
По моему мнению, к тем блогерам, которые умеют мыслить конструктивно, излагают мысли последовательно, нужно относиться доброжелательно. Но не стоит идеализировать их работу, как они сами того хотят.
— Зачастую наши коллеги на информационном пространстве создают мифы, которые формируют реальность. В результате имеет место дезинформация аудитории. Интересно услышать ваше мнение на этот счет.
— То, что часто пытаются создать на информационном пространстве, не просто мифы, а провокация, иногда — откровенная, иногда — скрытая. Однако профессионалам всегда видно, кто или что за этим стоит. Сегодня некоторые оппозиционные сайты хвастаются тем, что у них большая посещаемость. Мол, это и есть популярность. Нет, дорогие. Большинство тех же чиновников и мы, журналисты, просто смотрим, чем вы занимаетесь. Точно так же, как вы следите за тем, чем занимаемся мы. Оппонентов нужно знать в лицо (смеется).
— Какие процессы в современной журналистике вас как человека с большим жизненным и профессиональным опытом радуют или наоборот пугают?
— Меня давно уже ничего не пугает. Радует, что у нас боевая молодежь, и этот здоровый бойцовский дух особенно хорошо заметен на телевидении. Журналисты ориентируются в политических процессах, формируют собственное отношение к стране, в которой живут. Этих ребят можно назвать патриотами, а можно и государственниками. Что в этом плохого?
— Что вы думаете об уходе журналистики в Интернет? Положительная это тенденция или отрицательная?
— Ничего страшного в этом нет. Журналистика сама по себе никуда уйти не может, она просто находит новые формы и возможности для самопрезентации. Сегодня много говорят о том, что падают тиражи государственных газет, и кто-то даже готов по этому поводу сокрушаться. Скажем, упал в какой-то из наших газет тираж. А ведь никто не смотрит, что в той же «Рэспублiке» во много раз выросло число посетителей электронной версии. Нас читают в Австралии, Канаде, Америке, и число посетителей постоянно растет. В таком случае можно радоваться, что мы имеем ценителей мастерства не только в Беларуси — нашими новостями и работой интересуются и за рубежом. Видя такую тенденцию, лучшие свои публикации в электронной версии мы стали переводить на английский язык. Конечно, на электронную версию газеты у нас подписки пока нет, так что здесь мы теряем в денежном плане, но, возможно, эта ситуация изменится. Пока же денег нам хватает. И, когда с ужасом говорят о том, что в скором времени бумажная пресса вовсе исчезнет с лица земли, возникает закономерный вопрос: каким образом это может произойти? Печатная пресса просто становится элитарной. Это явление объяснить просто: новости можно разместить в Интернете в режиме реального времени, а вот аналитические материалы, которые требуют большего времени для написания, лучше публиковать в печатных версиях газет. Пусть их тираж будет меньше, зато у нас есть постоянная аудитория.
Сейчас многие пользуются Интернетом, чтобы узнать последние новости, и это нормально. Но что или кто часто стоит за этими новостями? Блогеры вряд ли смогут ответить на этот вопрос. Для того чтобы написать хороший аналитический материал, блогерам чаще всего нужно изучить статьи известных публицистов, которые работают в газетах, журналах, на телевидении. Эти люди могут ответить на жизненные вопросы спокойно, толково, разумно, как это и должно быть.
— Что можете пожелать коллегам по союзу и вообще белорусским журналистам?
— В профессиональном плане желаю никогда не терять такое качество, как наблюдательность. Мы, журналисты, своего рода разведчики, которые должны быть наблюдательными, в каком бы формате ни работали. Кроме того, журналист должен уметь искать информацию. Без этого невозможно написать и очерка. И, уже касаясь житейских пожеланий, тем более в канун Нового года, я бы посоветовал коллегам копить деньги не на коттеджи или материальные ценности, а на путешествия. Именно путешествия открывают нам новый мир, расширяют кругозор. Красота окружающего мира может быть настоящей подпиткой для души в работе, а это именно то, что необходимо журналистам. И необязательно собирать деньги для путешествия на Мальдивы. В Беларуси есть множество замечательных мест.
Татьяна ПАСТУШЕНКО, БЕЛТА