За что бы ни брался главный редактор студии телевидения телеканала «Мир» Юрий Бокач, все у него выходит легко, ярко и убедительно. Сказывается огромный журналистский опыт. Юрий Михайлович умеет не только собрать вокруг себя профессиональную команду, но и, что немаловажно, по–хорошему разозлить молодых коллег, вдохновить их на профессиональные подвиги. Бокач знает цену журналистскому слову и сегодня, когда, казалось бы, профессия во многом поистрепалась, по–прежнему держит высокую планку всех выходящих на «Мире» программ. Может, потому белорусское представительство МТРК «Мир» сегодня на высоком счету, ему доверяют в странах бывшего Советского Союза и простые домохозяйки, и сильные мира сего, о чем свидетельствуют высокие рейтинги программ, над которыми работают наши журналисты.
К слову, осенью этого года исполняется 20 лет с момента выхода первой программы, созданной телерадиокомпанией «Мир». За два десятилетия она разогналась до двух телевизионных кнопок — это «Мир 24», где новости выходят каждый час, и собственно телеканал «Мир», над наполнением которого работают на сегодняшний день 15 государств, включая Беларусь. О некоторых нюансах работы на телеканале межнационального общения нам охотно рассказал Юрий Бокач.
— Юрий Михайлович, понятно, что все страны — участницы МТРК «Мир» исповедуют принципы «стерильного паритета», когда каждое представительство на свой вкус и цвет выбирает новости, темы для программ, стилистику их подачи и прочее. Но формально «головной офис» находится в Москве, там и программа верстается. Как часто вам приходится спорить с москвичами, отстаивая те или иные сюжеты?
— Да раза три на день. Ну, например, было сложно убедить в том, что сюжет о танцах на инвалидных колясках может украсить новостной выпуск… Или, скажем, новости о наших национальных брэндах москвичи часто рассматривают с коммерческой точки зрения, как рекламу, за которую нужно платить. В такие моменты действительно понимаешь, что мы — другие. Но это все нормальные рабочие процессы. Гораздо важнее отметить другое: все–таки «Мир» в отличие от многих федеральных каналов старается быть объективным в подаче информации при любых обстоятельствах, даже если отношение между государствами временно осложнились или, наоборот, стали более теплыми.
— А что отличает белорусские сюжеты от новостей из других стран, есть у нас какой–то особый почерк?
— Меньше всего мне бы хотелось, чтобы наши материалы были под один горшок. Всегда говорю своим журналистам, что белорусский стиль — это такой сюжет или программа, за которые не стыдно. Сегодня, когда сам ушел от микрофона, у меня появилось больше времени редактировать чужие тексты. И каждый раз, когда работаю с молодым автором, внушаю, что самое главное — все–таки его индивидуальность.
— Знаю, что на «Мир» вы не берете людей с улицы, за что многие на вас обижаются.
— Сегодня наш телеканал — нормальная площадка, где приличные условия оплаты труда и так далее. Но все эти нюансы находятся как бы вне зоны моей распорядительности. Для меня основным остается желание собрать на «Мире» команду профессионалов, которым будет прежде всего интересно здесь работать, и даже зарплата не будет стопроцентно определяющим фактором. Когда я только пришел сюда, помню, было трудно найти репортера, который хотел бы выезжать на съемки в субботу или воскресенье, не говоря уже о праздничных днях: так журналисты отстаивали свое право на личную жизнь. Я им говорил, помилуйте, у меня ведь тоже есть личная жизнь, но если новости — наша профессия, то давайте договоримся: занимаемся ею круглосуточно, равно как сотрудники МЧС или скорой помощи тоже выполняют свою работу в любое время суток.
— И как успехи? Перешли на круглосуточный режим работы?
— Да. Во всяком случае ночные включения с мест происшествия сейчас не воспринимаются репортерами как героический подвиг.
— А случалось вам ошибаться в людях?
— Однажды сказал в сердцах звукооператору: «Не своим ты делом занимаешься! Плохо работаешь. Поискал бы для себя что–нибудь более подходящее». По молодости лет мне казалось, что я вправе делать такие замечания. Но после моих резких слов этот звукооператор стал быстрее крутить свои ручки, через год уже заметно прибавил в профессионализме, а через два — какие–то премии и награды принимал от руководства и мне говорил после: «Вот видите, Юрий Михайлович! А вы утверждали, что я не своим делом занимаюсь». С тех пор иногда я пользуюсь этим нехитрым приемчиком: поворачиваю дело так, чтобы журналист сделал свое дело хорошо, пусть назло мне. (Смеется. — Прим. авт.)
— Председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин рассказывал в одном из недавних интервью, что белорусы быстрее других перейдут на цифровое телевещание. Россия, скорее всего, отстанет на пару лет.
— В этом как раз нет никакой заслуги белорусского представительства «Мира». Все дело в напористости и прогрессивности Правительства, а также активности населения, которое оказалось отзывчивым к технологическим новшествам.
— Настолько прогрессивным, что в некоторых молодежных компаниях стыдно признаться, что «ящик» смотришь.
— А это как раз нормально. Я сам редко смотрю телевизор.
— ?
— Вечером после работы, когда семейство меня приглашает к совместному просмотру тех или иных программ, я чаще всего отказываюсь, говорю, что на работе смотрел обо всем об этом раз пять. Точно так же многие пользователи интернета за день узнали все новости из собственного телефона или из монитора компьютера в офисе, поэтому уход от телевизора вполне естествен. Сегодня ничего нельзя абсолютизировать: ни книгу, ни газету, ни телевидение, ни интернет.
— И если ваш собеседник признается, что никогда «Мир» не смотрел и не будет, вы не поменяете своего к нему отношения?
— Ни в коем случае. У меня и сейчас есть знакомые, которые мобильным телефоном отказываются пользоваться, принципиально. Так что же? В основном это люди определенных профессиональных взглядов, в свое время некоторые из них работали в спецслужбах, а сейчас считают, что постоянно быть на связи — это лишнее.
— А вы лично как относитесь к подобной осмотрительности?
— Я придерживаюсь другого правила: говори вслух то, о чем думаешь. И верно следуй своим принципам. Тогда тебе не нужно будет ничего скрывать ни от телефона, ни от микрофона, ни от чужого уха.
— В каком направлении будет развиваться телеканал «Мир», точнее, белорусское его представительство?
— Думаем и дальше выпускать проекты, которые имеют высокие рейтинги: молодежное шоу «Мечтай. Действуй. Будь», документальный цикл «Партизанский край», а также программы «Общий интерес», «Миллион вопросов о природе», «Беларусь сегодня», в которых наши корреспонденты еженедельно проводят журналистские расследования на злободневные темы. По мнению руководителя проектов Владимира Перцова, о серьезных событиях со зрителем нужно говорить современным языком, и неослабевающий зрительский интерес — тому подтверждение. Совместные с Россией проекты «Всюду жизнь», «Секретные материалы», «Сделано в СССР» также активно смотрят зрители и даже, бывает, рокочут, обрывают нам телефоны, если в регионах операторы кабельных сетей вдруг снимают эти программы и ставят свои «концерты по заявкам». Ожидания телезрителей — это очень тонкая вещь, и порой обратный отклик находят темы и программы, которые мы, профессионалы, считаем проходными. По моим ощущениям, людям из других стран СНГ интересно, чтобы им рассказывали о проблемах, которые существуют сейчас в Беларуси, о том, как у нас решаются те или иные социальные вопросы. Но главное, чтобы рассказывали внятно, нормально и понятно.
Виктория ПОПОВА, СБ — Беларусь Сегодня