Продолжают публиковаться разнообразные отклики СМИ и экспертов об итогах 3-го Пленума ЦК КПК.
Мероприятие проходило в Пекине с 9 по 12 ноября, в необычных условиях: 205 членов и 167 кандидатов в члены ЦК собрались не в привычном здании Собрания народных представителей на площади Тяньаньмэнь, а в гостинице Jingxi в западной части китайской столицы.
В Китае существует традиция, по которой именно на третьем Пленуме нового состава ЦК принимаются решения по дальнейшей стратегии развития страны.
Так было и в 1978 году, когда стартовали реформы Дэн Сяопина, и в 1993-м, когда был взят курс на приватизацию большого количества государственных предприятий. Вот и от нынешнего пленума также ожидали решений по китайской стратегии до конца десятилетия. Об этом мне говорили китайские коллеги во время моей октябрьской поездки в Пекин.
Предыдущие два пленума сформировали команду, которая будет руководить Китаем в этот период: на ноябрьском(2012 года) избрали Политбюро ЦК (25 человек), на февральском – согласовали распределение постов в правительстве.
И вот новое руководство представило программу своей деятельности.
И в Китае, и во всем мире она ожидалась с огромным интересом.
Разумеется, провозглашенные КНР цели развития обнародованы еще в прошлом году, на 18-м съезде Компартии: к 100-летию со Дня образования КНР (2049 году) полностью построить «общество средней зажиточности», осуществить модернизацию Китая и реализовать «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации».
Но пути достижения продекларированных целей могут быть разными. А важно было понять: каким образом Китай будет поддерживать свой экономический рост в условиях мирового кризиса, преодолевать расслоение по доходам, коррупцию и другие болезни роста и внутренние противоречия.
Коммюнике по итогам пленума дает некоторые ответы. Хотя даже на уровне публикаций официальных СМИ Китая (не говоря уже о зарубежных медиа и экспертах) воспринимаются его положения неоднозначно.
От нового руководителя КНР Си Цзиньпина и, особенно, нового главы правительства Ли Кэцяна многие аналитики ожидали углубления рыночных реформ в китайской экономике.
И, действительно, главное информагентство страны «Синьхуа» в одном из сообщений по итогам пленума отмечает, что в итоговом коммюнике «Коммунистическая партия Китая подчеркнула «решающую» роль рынка в распределении ресурсов».
Однако это не следует понимать как отказ от доминирующей роли госпредприятий в экономике. В коммюнике четко оговаривается: «Основная экономическая система с доминирующим положением общественной собственности, обеспечивающая совместное развитие разных форм собственности, является важной опорой социалистического строя с китайской спецификой. И общественный, и негосударственный сектор является важной составной частью социалистической рыночной экономики и важной основой социально-экономического развития страны».
В постановлении ЦК КПК отмечается, что именно социальная справедливость и улучшение благосостояния людей должны быть отправными пунктами для всех реформ и, в конечном счете, целью самого процесса реформирования.
В период, предшествующий проведению пленума, некоторые крупные государственные компании подверглись проверкам и критике со стороны контрольных органов КНР. Их монопольное положение в некоторых секторах (связь, энергетика, ЖКХ) и при этом постоянный рост цен на услуги в этих секторах дали основания говорить о том, что конкуренция могла бы поменять положение в лучшую сторону. Возможно, частные компании получат доступ в эти сферы, а государство откажется от директивного ценообразования в этих секторах.
Вопрос этот не прост, поскольку крупные государственные компании являются очень влиятельной силой в Китае (на долю 117 крупнейших госкомпаний приходится 43% ВВП) и решается судьба рынков с многомиллиардными оборотами.
Возможна определенная либерализация в финансовом секторе: до сих пор Народный банк Китая жестко контролировал учетную ставку, ставки по кредитам и депозитам в коммерческих банках, валютный курс. Возможности доступа к кредитным ресурсам у государственных и частных компаний отличаются.
Население волнуют вопросы компенсации за земельные участки, изымаемые для строительных проектов, а также реформа прописки. В городах сейчас живет около половины населения, но очень высокий процент составляют мигранты, работающие в городе без регистрации и потому сталкивающиеся с трудностями доступа к медобслуживанию, образованию для детей и т.д. Решение этого вопроса потребует серьезных финансовых вливаний в социальную сферу регионов – и это в условиях, когда долги многих из них и без того велики.
В решениях пленума содержатся положения, на основе которых эти проблемы могут решаться.
В целом же, в новой экономической программе просматривается курс на смену ориентиров с экономического роста за счет экспорта и внешних инвестиций на развитие внутреннего рынка и поддержку отечественного производителя.
Западные комментаторы остались, скорее, разочарованы. В их представлении, Китай должен был бы искать путь к продолжению экономического роста в отказе от ведущей роли госсобственности в экономике и КПК – в политике.
Однако китайская элита предпочитает искать выход в модернизации структуры и методов государственного управления экономикой.
Для этого будет создана «Центральная руководящая группа по всестороннему углублению реформ», которая получит все полномочия по разработке детального плана реформ и его реализации. «Парткомы всех степеней должны быть в полной мере ответственны перед руководящей группой», – говорится в решении пленума ЦК КПК.
Еще одним новым важным инструментом управления станет Совет (или комитет, нюансы перевода) государственной безопасности, создание которого предусмотрено решением пленума.
Аналитики ожидают, что его учреждение позволит усилить контроль политического руководства страны за деятельностью силовых структур.
С помощью этих новых инструментов руководителям Китая будет легче преодолевать коррупцию и вероятные случаи саботажа предлагаемых реформ в среде государственных управленцев.