Алиция Пинюта: Журналистика — это в первую очередь ответственность

Статьи

Когда переступаешь порог кабинета главного редактора газеты «Беларус-МТЗ обозрение», первое, что бросается в глаза и что можно взять в руки — среди многочисленных дипломов награда за победу в Национальном конкурсе печатных средств массовой информации «Золотая Литера» с надписью «Лучшая многотиражная газета». С виду эта статуэтка — хрупкая девочка-символ — не представляется такой тяжелой, а точнее, весомой. Но стоит подержать эту награду в руках всего минуту, и, да, ощущаешь, какой колоссальный труд и упорство положены в основу этого трофея коллективом редакции во главе с главным редактором Алицией Францевной ПИНЮТОЙ. Сегодня она поделится с нами секретами успеха.

 Наша профессия — умственная хирургия

Первая проба пера была в седьмом классе в свислочской районной газете. Написала письмо о нерешенной проблеме, которое захотели опубликовать. Заведующая отделом писем приехала в школу и предложила сотрудничать с районкой.

Я мечтала стать врачом какой-нибудь необычной специальности. По большому счету, не изменила своему желанию, ведь сейчас я врачую людей словом, а еще руковожу (не перестану говорить об этом и имею право так оценивать) лучшей творческой командой государства. Вообще, журналистика — это умственная или духовная хирургия. Иногда используются жесткие методы, когда грубо отсекают все наносное, чтобы обнажить суть проблемы и начать процесс выздоровления. Иногда наоборот — закутывают в кокон, чтобы выпестовать личность, дать возможность ей проявиться во всем блеске. Журналистика — это прежде всего ответственность за то, что люди слышат, читают, смотрят. Это 24 часа профессии. Включаешь телевизор, радио, читаешь газеты и на автомате оцениваешь подачу, стилистику, верстку, дизайн, выуживаешь тему, анализируешь информацию. Для меня журналистика — это состояние души.

Читатели сами нас воспитывали

Когда я пришла в редакцию, тираж был такой, что его и назвать страшно, цифра, которую даже в газете не давали. Мы были одной из последних газет, которая набиралась на линотипах. Фотографий практически не было, сложно и дорого было отлить из металла, использовали имеющиеся клише, а если праздничный номер — непросто было сделать его красочным.

Своих читателей мы воспитывали сами, а они воспитывали нас. Первая «прямая линия» в должности главного редактора долго будет помниться. В назначенное время два телефона в кабинете молчали так, что тишина «звенела» у меня в ушах. А тут еще и проверяющие зашли. Они интересовались, как мы работаем с жалобами и предложениями заводчан.

Время идет, а звонков нет. Грешным делом подумала: сейчас выйду в соседний кабинет и попрошу своих, чтобы звонили. А заводчане-то мудрые, это мы теперь знаем их привычки и особенности характеров. Первые пятнадцать минут они не звонят, думают, что остальные линию уже заняли. Зато на шестнадцатой минуте наших замечательных читателей как «прорвало». «Прямая линия» продлилась в тот раз вместо двух часов четыре.

Было время, когда мы подписывали на заводской проходной. Ставили стол, вывешивали плакат и подписывали. Так свою целевую аудиторию изучали. И оказалось, кроме материалов о производстве, они хотят читать развлекательные материалы, стихи, рекомендации медиков и юристов, советы дачникам, в общем, то, что помогает после восьмичасового рабочего дня отвлечься от производственных вопросов. Потихоньку стали изменять темы, язык, жанры и дизайн. Мы убедили читателя в том, что мы — единственная газета, которая принесет ему советы, будет способна ответить на вопросы.

Потом стали изучать более широкую аудиторию. И постепенно трансформировались в районную. Потом читатели стали возмущаться, почему мы пишем только об одном районе, они же живут во всем городе. Так стали появляться новые тематические полосы и рубрики, а также специализированные выпуски. Например, «Дорогая моя столица», «Панорама», «Беларусь промышленная», «Беларусь в цифрах и фактах» и так далее. За сравнительно небольшой период времени прошли путь от корпоративной газеты до массово-политической, как мы сейчас зарегистрированы.

 Алиция Пинюта, «Беларусь-МТЗ обозрение»

Все мои успехи не были бы значительными, если бы за мной не было команды. Когда я открываю дверь в кабинет к руководителю различного уровня и различных ведомств и организаций, сначала туда «входит» моя голова, на которую реагируют примерно одинаково все: «О, Минский тракторный пришел!», потом «входит» целиком фигура, и я представляюсь: «Алиция Пинюта, «Беларус-МТЗ обозрение»». Не главный редактор! Не человек со многими регалиями и званиями! То, что меня ассоциируют с Минским тракторным и родным коллективом редакции, — тоже своеобразная оценка и большая ответственность.

Каждый руководитель, даже если он внешне кажется стопроцентно уверенным, внутри все равно сомневается. Может, в этом и заключается мудрость — ставить правильные вопросы перед собой и перед командой и выбирать пути решения этих вопросов. Мудрость руководителя в том, чтобы не дать каждому внутри команды почувствовать себя ненужным. В том, чтобы, публично представляя свой коллектив, не обидеть коллег из других изданий. Занимая высокий пост, нужно понимать, что лидер — это не Владимир Ильич на постаменте: забронзовел и руку протянул. Ты должен быть уверен в своих силах, уверен в том, что за тобой пойдут, и ты их не предашь. Иногда принимаешь на себя удары, чтобы это не убило другого.

А еще мудрость — это умение всегда работать над своим развитием, профессиональным и духовным!

Коллективное сознательное

Как в стенах редакции, так и вне их, мы с коллегами общаемся по-дружески, по-родственному. Но рабочий процесс требует определенного этикета и дисциплины: кто-то называет меня шефом, кто-то Алицией, кто-то Алицией Францевной, кто-то на Вы, кто-то на ты. Вообще дверь моего кабинета всегда открыта и — в прямом смысле — распахнута, войти может любой и в любую минуту. Табличка на дверях со временем приема по личным вопросам — это соблюдение законодательства нашей страны и стандарт оформления кабинета.

В нашей редакции царствует разгул демократии… до определенного момента. Во время производственного процесса — ты пришел на работу и должен выполнять свои обязанности. «Я сегодня не могу, у меня настроения нет» – для меня неприемлемо. Поэтому иногда применяю авторитарный стиль. 24 газетные полосы — беспрерывный процесс работы. Когда задействована цепочка сотрудников, каждый должен знать, что без него этот процесс хоть и будет двигаться, но с напряжением.

Но каким бы слаженным ни был коллектив, взаимоотношения внутри всегда определяются личными характерами. Молодые специалисты часто совершают одну оплошность: боятся спросить что бы то ни было у своего руководителя, чтобы не показаться неумехой. Но ведь чем больше о вас знает начальник, тем проще ему определиться с тем, какие задания поручать, на что сил и знаний хватит, а где стоит помочь в освоении профессии. Через какое-то время становится понятно, что хорошо получается, а что нет. Но пройдет определенное количество времени. Всегда говорю: не стесняйтесь спрашивать, только общаясь, мы быстрее найдем общий язык.

В то же время нельзя переносить отношения в семье на производственный процесс и наоборот. Начинаешь переживать за сотрудников, думать, как им помочь. Но я не вмешиваюсь в личную жизнь (если сам сотрудник этого не хочет), пока личная жизнь не вмешивается в производственный процесс. Это один из моих принципов. Еще один звучит так: «За все, что происходит в редакции и что печатается на страницах газеты, ответственность несет редактор, и никто не может обидеть или отругать сотрудника редакции, только редактора. Если сотрудник виноват, он будет наказан, но об этом будут знать сотрудник, коллектив и редактор. Но если мне потребуется помощь, команда должна быть рядом и подставить плечо». Жизнь показала, что это правильный принцип и команда умеет все.

 Одна десятая решает все

Быть руководителем ответственно и непросто, даже самому сильному человеку. А женщине на высоком посту еще сложнее. Когда она, сидя в кресле руководителя, чувствует себя женщиной на 100%, то на этом месте быть очень сложно. А вот когда на 99,9%, то даже эта одна десятая будет определять самосознание: я чувствую себя в этой ситуации руководителем и могу объединить людей или я чувствую себя женщиной и могу просто привлечь внимание. В мужском коллективе женщине-руководителю работать очень непросто, ибо гендерный признак влияет на сознание. Сначала смотрят, какая женщина идет, а уж по ее словам, поведению и делам оценят, какой она руководитель. Хотя на первом месте должен быть руководитель, а на втором — женщина.

Правда, иногда это может разрядить обстановку: при решении делового вопроса очень редко, но позволяю себе пококетничать. Что касается гендерного вопроса и западной тенденции уравнивания, то она для меня очень спорная. Подать пальто в театре — всегда останется для меня знаком внимания и воспитанности. 

Не власть, а вес

Все газеты имеют информационную власть. Если читатель обращается с вопросом — значит, у него есть уважение и доверие к работе, которую делаем, к информации, которую несем. И это, в некоторой степени, и есть проявление власти. Но, по-моему, власть, в смысле довлеть над кем-то, — это страшно отрицательное понятие. Это как возможность у хорошо вооруженной армии захватить мирных жителей в плен. Корпоративная пресса, если это качественная пресса, имеет скорее вес, а не власть. И это авторитет, основанный на доверии и заслуженный конкретными делами. Согласитесь, при выборе «кнута или пряника» подавляющее большинство из нас захочет «пряник» в качестве стимула для работы. Таким стимулом для работы СМИ может быть доверие и уважение со стороны читателей и подписчиков, они же станут для чиновников еще более весомым аргументом для решения проблемных вопросов, поставленных на страницах газет.

И если я прихожу с вопросом к своему непосредственному начальству — значит, мой вопрос появился не просто так. И меня никто не выставит со словами: «Иди, что ты тут придумала». Будут решать, потому что если не рассмотрят на своем уровне, проблемный вопрос будет разрастаться как снежный ком.

Каждое предприятие, на Западе это давно поставлено на «конвейер», должно иметь службу, которая будет создавать имидж и продвигать политику предприятия: чтобы к нему шли лучшие специалисты, чтобы появлялись династии и у людей возникало в сознании как должное: «Если я пойду работать, например, на МТЗ — у моих ног будет лежать весь мир!» Это, конечно, образно говоря.

Наши фирмы и предприятия это стали осознавать совсем недавно. Корпоративное издание в этом случае может стать прекрасным PR-инструментом. А вот внешне- или внутрикорпоративное это издание, зависит от того, какие цели ставят перед газетой учредители и сам коллектив. В любом случае корпоративное издание — это возможность объединить работников предприятия и на производстве, и вне стен предприятия, содействуя формированию и развитию коллектива.

 Мария ЕФИМОВИЧ, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *