Ольга Зеленская: Уважаю Познера, Соловьева и Зейналову

Статьи

Каждое утро с понедельника по пятницу зрители канала Беларусь 1 смотрят программу «Деловая жизнь». За пять минут о самых важных новостях экономики и не только рассказывают трое ведущих. Казалось бы, такая сфера ближе мужчинам, но нет – одна из шеф-редакторов программы – представительница прекрасной половины Ольга Зеленская. «Знаменка» встретилась с телеведущей и по совместительству молодой мамой, и узнала, как философское образование помогает в работе, возможно ли в одночасье изменить жизнь и может ли быть рай в библиотеке.

Курсы телевизионного мастерства на день рождения

Как признается сама Ольга Зеленская, ее семья далека от журналистики: папа юрист, мама долго работала учителем химии, затем завучем, да и сама Ольга всегда мечтала учиться на философском факультете.

— Я большой поклонник книг и читатель по жизни, поэтому хотела учиться на факультете, где готовят литературоведов или писателей, — говорит Ольга Зеленская. – Сначала думала уехать учиться в Санкт-Петербург на литературный факультет, но потом передумала и решила, что больше всего читать без ущерба учебе можно именно на факультете философии – поступила в Белгосуниверситет. Так оно и оказалось. Время учебы на факультете философии и экономики (сегодня – философии и социальных наук БГУ. – Прим. авт.) – золотое в моей жизни. Затем работала в частной фирме, возглавляла отдел по работе с клиентами, другими словами была менеджером. И вот в 2004 году на день рождения мой муж сделал мне необычный подарок – курсы телевизионного мастерства в Белтелерадиокомпании. Тогда они только появились и не позиционировались как «мастерская ведущих». Наоборот, там преподавали актерское мастерство, технику речи, психологию. Это было интересно. А после окончания курсов мне предложили продолжить обучение, и уже летом 2005 года я работала в прямом эфире новостных выпусков. Я пришла в журналистику совершенно из другой сферы, в одно мгновенье изменив курс жизни.

«Я сама себе режиссер»

— В то время обстоятельства были другими и каналу нужны были новые лица, поэтому меня сразу «бросили» в прямой эфир: выплывешь – хорошо, нет – ну что же, не повезло, — вспоминает телеведущая. – Я вела итоговые и региональные выпуски новостей. Особых казусов не помню, но моменты, когда срочно вносятся изменения в программу, а в это время нужно импровизировать и делать так, чтобы все шло гладко, довольно волнительные. Прямой эфир – всегда нервотрепка. Возможно, в силу моего образования я относилась к этому иначе: это всего лишь моменты, которые были и прошли.

Сейчас я веду экономические новости, и мне это очень нравится. Программа «Деловая жизнь» рассказывает о тех событиях, которые реально касаются белорусов. Я не только ведущая, но и автор программы, шеф-редактор выпуска. Такой «сама себе режиссер». Два-три раза в неделю – именно столько я появляюсь в эфире – я пишу тексты, собираю информацию, рассказываю о том, что происходит в нашей стране и за рубежом. Безусловно, мировых экономических новостей намного больше, но я всегда стараюсь найти точки соприкосновения и показать, какие долгоиграющие последствия того или иного события в другой стране могут быть в Беларуси. Нашу программу смотрят жители нашей страны, и я ориентируюсь на них, стараюсь подать все объективно и интересно.

«Если меня спросят, что для меня рай, я отвечу – библиотека»

— У меня большой опыт работы в сфере прикладной экономики, ведь я долго работала менеджером и руководила отделом. И для меня эта сфера близка. Поэтому специально литературу не читаю. Конечно, экономические порталы и аналитику я постоянно использую в работе. Если не до конца понимаю подоплеку того или иного события – то разбираюсь. Больше люблю читать что-то для себя. Любимых произведений у меня много. Сейчас параллельно читаю сразу две книги: «Вселенная» Стивена Хокинга и «Дом, в котором…» Мариам Петросян. Если первое издание – это познавательно-публицистическая литература, такая физика не для профессионалов, то вторая книга – роман про детей-инвалидов, очень социально и философски нагруженный. Мариам написала всего одну книгу, и она стала бестселлером. Когда у меня спрашивают, каким я представляю рай, я отвечаю: это огромная библиотека, камин, я сижу с чашечкой чая и пледом, читаю книги, и меня никто не трогает. Кстати, когда-то в школе нас попросили написать сочинение на такую тему, и потом все бурно обсуждали именно мою райскую библиотеку.

«Мини-жертва» для эфира

— У нас нет жесткого дресс-кода, хотя, безусловно, в рюшечках и оборочках я не могу появиться в кадре – формат программы не тот. Моя одежда – строгие деловые костюмы и платья – это то, что я могу надеть и в повседневной жизни. Поэтому строгих ограничений нет. Единственное, чем я не часто пользуюсь в жизни – макияж. Но для экрана он необходим, а еще прическа и лак для волос. Но это никакая не жертва – это моя работа.

Если бы мне предложили создать свой авторский проект, я бы подумала: ведь с одной стороны это страшно, а с другой – заманчиво. Но это была бы программа не о литературе. Думаю, что книги – это вещь интимная, это разговор автора с читателем. Каждый пропускает книгу через свое мироощущение и опыт. Поэтому рассказывать, о чем писал Булгаков, я не хочу. Для этого есть университеты и профессура. Телевидение рассчитано на массового зрителя, поэтому уходить в узкие сферы я бы не хотела. Сейчас мне нравится делать экономические новости. Кстати, в свое время думали, что я смогу быть одной из ведущих утренней программы на Беларусь 1. Но я больше подхожу для информационного формата, чем для развлекательного.

Я стараюсь учиться у профессиональных журналистов. Очень уважаю Владимира Познера. А когда прочитала его мемуары, то взглянула на этого человека по-другому. Считаю Соловьева профессионалом, хотя его методы ведения программы для меня неприемлемы с этической точки зрения. Мне нравится ведущая воскресных новостей Ирада Зейналова – она просто супержурналист с 25-летним опытом работы в горячих точках.

«Телевизор для фона? Это не про меня»

— Удивительно, но нашу семью трудно назвать телевизионной, — улыбается Ольга Зеленская. – Бывает, что в некоторых квартирах телевизор работает постоянно, создавая фон, мы же включаем его целенаправленно, для того, чтобы посмотреть ту или иную программу. Например, смотрю российский канал РБК из профессионального интереса: как журналисты преподносят события, как расставляют акценты. Раньше муж часто смотрел мои эфиры, но теперь уже все привыкли. А вот мой трехлетний сын понимает, что маму показывают в телевизоре, но для него я дома и я на работе – это два разных человека, так что пока я не могу назвать его моим поклонником. Я вообще к работе на экране отношусь очень спокойно, без «звездности» или пафоса. Важно то, что ты говоришь, а не то, что ты в кадре.

Говорят, что журналисты – несостоявшиеся писатели. Надеюсь, когда-нибудь я все же напишу книгу. Правда, пока не знаю, о чем конкретно она будет, но у меня есть такая мечта еще с детства. Надеюсь, она осуществится.

Юлия ГЛАДКАЯ, Знамя Юности



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *