Со строителями проще всего разговаривать на их языке, однако попробуем слегка погасить эмоциональный накал и поговорить максимально спокойно, употребляя цензурную лексику.
За последние два-три года цена квадратного метра в столице выросла практически в два раза. Знакомый буквально вчера приобрел однокомнатную квартиру в столице в хорошем районе по линии метро за 42 тысячи у. е., а сегодня с такими деньгами не так просто найти приличное жилье даже в Смолевичах или Жодино. Что изменилось за это время? Резко подорожали стройматериалы? Изменилась платежеспособность населения? Или белорусские строители освоили новейшие технологии и строят по высшим мировым стандартам качества?
А может, возросли аппетиты тех, кто в этом бизнесе чувствует себя, словно кит в океане?
Как-то в одной телепередаче журналисты пытали одного строительного магната из Первопрестольной. Коллеги хотели узнать хотя бы приблизительную прибыль в этой отрасли. Думали-гадали — сколько: сто, двести процентов? И тут гость, наблюдая за баталиями дилетантов, сжалился и раскололся: прибыль в отдельных случаях достигает тысячи процентов! Я чуть не онемела – вот где фигура высшего пилотажа! Как говорится, правильные пацаны делают правильный бизнес. Все остальные нервно курят в сторонке.
Вспомнила студенческий курс научного коммунизма, а точнее, известное изречение Маркса о том, что при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое капиталист не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Автор «Капитала» такую стопроцентную, точнее, тысячепроцентную наглость предположить не мог. Возможно, строители нашего, минского, «разлива» имеют прибыль скромнее, но в другом не сомневаюсь — все они «в шоколаде»!
Когда деловые люди в унисон рассказывают грустные истории о том, что работать сегодня на жилищно-строительном рынке приходится чуть ли не себе в ущерб, сразу видно – актеры из них никудышные! Попробуй отгони кого-то от этой кормушки – удушится! Да и те, кто имеет в этом престижном бизнесе свои откаты, «отступные», «халтуры» и благодарности, стараются прикрыть ребят по всем статьям.
В итоге все мы, доверчивые Буратино, оказываемся заложниками непомерных амбиций тех, кто нашел простой ответ на сложный вопрос: что нам стоит дом построить?!
Кстати, вслед за новостройками подорожало жилье и на вторичном рынке. Как емко заметил остроумный интернет-юзер, «уж лучше кирпичная «брежневка» в центре со спокойным двором, чем «муравейник-Вивальди» с понаехавшими гламурными «понтарезами», Q7 на тротуаре, двухлетним звоном перфораторов, горами бесхозного мусора возле подъезда, непонятными трубами, проводкой и офигенным товариществом собственников».
Как только начинается строительство нового дома – будь то долевое или с привлечением льготного кредита, – на популярных сайтах сразу же создается форум, где его посетители, они же будущие жильцы, пробуют своими силами курировать ход строительства! На одном из таких форумов насчитала свыше 400 страниц обсуждения очередной «стройки века». По объемам данное «сочинение» — практически «Война и мир», где в роли армии Наполеона – доблестные белорусские подрядчики (застройщики), а бедные дольщики – это батарея капитана Тушина, которая держит оборону на последнем рубеже.
Когда наши плачутся, как им нелегко работать на жилищно-строительном рынке Беларуси, хочется послать их подальше, к примеру, в Германию. Поезжайте и рискните лепить такие же «прелестные» домики на родине Гете. От вашей репутации останется только пыль на ветру и вам не суждено будет получить подряд долгие годы. Рискните там не расплатиться за выполненные работы или сдать квартиру не в срок: судебная система вас разденет до трусов.
А в Беларуси? К примеру, дольщики дома № 4, строящегося в квартале ул. Карастояновой — Каховской — Азизова — Орловской, более трех лет ждут обещанного жилья. Журналисты газеты «7 дней» попытались разобраться в ситуации, вроде строительство многострадального дома сдвинулось с «мертвой точки». Однако до сих пор так и остался открытым вопрос: кто виноват в затягивании сроков и почему все эти годы никто не контролировал должным образом работу подрядчика, который, по данным прокуратуры Центрального района Минска, причинил заказчикам ущерб в размере около трех миллиардов рублей?
Как оказалось, заказчик сам является пострадавшей стороной, вот только дольщикам легче от этого так и не стало. Ведь их дом недостроен до сих пор, а прошло уже более трех лет! За это время у нашей читательницы, являющейся дольщицей «долгоиграющей застройки», уже родился второй ребенок, она горько шутит, что с такими темпами в новое жилье внуки въезжать будут…
Таких примеров десятки по столице. Другое дело, что не все они афишируются.
А как в свое время сдавали наш, журналистский, дом по улице Панченко?! Сколько недоделок и недоработок было выявлено! С горем пополам въехали, но «радости» особо не прибавилось. Коллеги долгое время, выходя из подъезда, тут же натягивали на обувь целлофановый пакет, чтобы не испортить башмаки и не утонуть в грязи. Горе-строители не побоялись даже оказаться на острие журналистского пера!
Подруга живет в доме, который строился почти две пятилетки. Въехали пару лет назад, но гаражи, кстати, до сих пор недостроены, дворовая территория – чисто поле. Ладно, нет места для парковки автомобилей, но в чем виноваты «цветы жизни»? Во дворе – ни детской, ни спортивной площадки. Даже скамеечки для бабушек, которые лучше любого консьержа справляются со своей работой, не предусмотрели. Ну а родители выгуливают своих детей в соседних дворах не престижных, однако укомплектованных качелями-каруселями и беседками «хрущевок» и «брежневок». Ух, «проклятое» советское прошлое!
Понимаю, что новых идеальных строителей с другой планеты не выпишешь. Надо своих воспитывать. И выход, как мне кажется, в разумном сочетании административных и рыночных мер. С одной стороны, это оптимизация работы контролирующих органов, а с другой — создание конкурентной среды в строительной отрасли. Иначе все наши намерения о доступном и качественном жилье останутся лишь светлой и невыполнимой мечтой.