Трагедия, которая никогда не станет прошлым

Блоги

Даже трудно определить, когда белорусы узнают о том, что произошло в Хатыни 22 марта 1943 года. Такое ощущение, что мы рождаемся уже с памятью об этой боли. Любая нация имеет свои трагические символы. Для нас таким стала небольшая деревушка недалеко от Логойска.

Нет смысла сейчас воспроизводить хронологию тех событий – она хорошо известна.

Остановлюсь на другой боли – попытках «дезавуировать» Хатынь, лишить память о той беде трагизма или же как-то переиначить. К сожалению, 70-летняя годовщина уничтожения белорусской деревни не обошлась без очередных «разоблачений».

Обычно это происходит так. Какой-нибудь «копатель», хитро прищурив глаз, задает вопрос с каверзой: «А вы знаете, кто на самом деле сжег Хатынь?» И тут же следует ответ: оказывается, украинцы.

Ну и в чем же здесь сенсация? То, что саму карательную акцию осуществили именно предатели, подручные немцев, было известно с самого начала. Правда, сперва была путаница с их национальностью. Плещеницкая подпольная газета «Ленинец» в апреле 1943 года написала, что за преступление отвечает «карательный отряд немцев и литовцев». Все встало на свои места при расследовании дела в 1960-70-е годы и в 1986 году, когда судили Васюру.

Действительно, руководство Советской Украины не очень хотело, чтобы имя украинцев связывалось с трагедией в Хатыни. Но так ли уж не прав был тот же коммунистический лидер Щербицкий, когда обращался с подобной просьбой? То, что несколько выродков записалось в каратели, никоим образом не должно бросать тень на целый народ, который в своем большинстве доблестно сражался против захватчиков. По-моему, человек (украинец, литовец или белорус), вступивший в карательное подразделение под названием «шуцманшафт батальон», утрачивает всякие этнические признаки. У него с тех пор одна национальность – полицай. Не было в послевоенной Беларуси худшего ругательства, чем это поганое слово. Да и командовали полицаями все же немцы. А другим фашистским формированием, которое разделяет ответственность за уничтожение Хатыни, был зондербатальон Дирлевангера. В нем собрали совсем уж всякую шваль без роду и племени. На этом интернационале нелюдей и лежит вина за преступления в Хатыни.

Вторая «сенсационная» уловка (иначе и не скажешь), связанная с белорусской деревней – пресловутый партизанский след. Дескать, во всем виноваты партизаны. Из засады стрельнули по немцам, убили Ганса Вёльке, любимого спортсмена Гитлера и олимпийского чемпиона, а ответили за это жители Хатыни.

Странно слышать подобные утверждения. Они свидетельствует не о знании исторических деталей, а о полной юридической безграмотности как минимум, а то, пожалуй, и о попытке обелить настоящих палачей. Поэтому придется напомнить азы международного гуманитарного права.

18 октября 1907 года в Гааге была принята «Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны». Ее подписали и Германия, и Россия. Признавал действие конвенции также и Советский Союз. Сразу несколько положений Гаагской конвенции имеют самое прямое отношение к тому, что произошло в Хатыни. Статья 25 этого документа напрямую запрещает атаковать или бомбардировать «каким бы то ни было способом» незащищенные города, селения, жилища и строения. Статья 28 запрещает отдавать на разграбление город или местность, даже взятые приступом. Наконец, статья 50 прямо гласит: «Никакое общее взыскание, денежное или иное, не может быть налагаемо на все население за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения».

Поэтому какие бы жестокие схватки у немецко-фашистских захватчиков ни происходили с партизанами, они не имели никакого права подвергать коллективным экзекуциям мирное население оккупированной территории. С правовой (да и с любой другой) точки зрения ответственность за подобные преступления несут только каратели, но никак не бойцы Сопротивления. Это нашло свое отражение и в материалах Нюрнбергского трибунала.

Но с фашистами вроде бы все понятно. Плевать они хотели на международные правовые нормы. Так, может быть, вообще не следовало проводить партизанские акции, чтобы не провоцировать карателей? Наверное, эту логику – отсидеться под лавкой, за печкой – можно было бы принять. Наверное… Если бы мы не знали, какое будущее нацисты уготовили для нашего народа.

В 1925 году Гитлер писал в «Майн кампф»: «Если мы говорим о новых землях и территориях в Европе, мы обращаем свой взгляд в первую очередь к России, а также к соседним с ней и зависимым от нее странам. Мы избраны судьбой стать свидетелями катастрофы, которая явится самым важным подтверждением правильности расовой теории». В 1932 году он же сказал в одной из своих бесед: «Все это, однако останется бесплодной мечтой до той поры, пока не будет осуществляться планомерная политика колонизации и истребления населения. Да, политика истребления населения».

Естественно, после прихода нацистов к власти все эти фантазии стали воплощаться в жизнь, обретать уже вполне конкретные формы. В мае 1940 года Генрих Гиммлер подписал секретный меморандум «Некоторые рассуждения об обращении с местным населением восточных областей». Этот план предусматривал очистку территорий на Востоке от «чуждой расы», а также их колонизацию и германизацию. В частности, предполагалось использовать и такие меры: «Путем отбора детей, которые должны отбираться у родителей, получать новые имена, поселяться в Германию и там ассимилироваться». Через десять лет такой политики на наших землях должно было остаться только «неполноценное население», пригодное исключительно для выполнения черных работ на благо немецких господ.

Отдельные высказывания, взгляды, рассуждения нацистских бонз нашли свое законченное выражение в Генеральном плане «Ост» – обширной программе, которая должна была привести к полному уничтожение славянских народов Восточной Европы и колонизации этой территории немецким населением.

Кстати, генеральный комиссар Вильгельм Кубе, которого некоторые спешат объявить едва ли не белорусизатором и благодетелем нашего народа, действовал целиком в рамках данной политики. Выступая на секретном совещании окружных комиссаров и начальников отделов генерального комиссариата в Минске 8 апреля 1943 года, он был искренен: «Когда белорус поверит в Германию, мы сможем делать с этим народом все, что захотим».

Белорусы не желали, чтобы захватчики делали с ними все, что им заблагорассудиться. И поэтому взялись за оружие. И отстояли свое право жить как полноценный народ на своей земле.

И только эта борьба, бескомпромиссная, жестокая, уберегла Беларусь и другие страны от сотен и тысяч новых Хатыней.

Кстати, любопытный факт, который не могу не отметить. Некоторые сайты, кичащиеся тем, что якобы стоят на страже «белорусскости» фактически проигнорировали Хатынскую годовщину. Они отметились парой статей как раз из разряда, что «там не все ясно и очевидно». Да и то не сразу. Белорусская служба «Радио Свобода», например, перечисляя «события и даты этого дня в Беларуси, мире, истории», вспомнила, что 22 марта в 1609 году родился Ян Казимир Ваза, король Речи Посполитой, в 1832 году умер Иоганн Вольфганг Гёте, а в 1942 году появился на свет Валерий Щукин, депутат Верховного совета 13-го созыва. Естественно, ключевым историческим событием дня стала казнь в 1864 году Викентия Константина Калиновского. А еще в США запретили многоженство, и Персию переименовали в Иран. Вот только про то, что в этот день нацисты сожгли белорусскую деревню, наши «змагары» как-то «запамятовали»!

Все-таки Хатынь, как и любая трагедия национального масштаба, это еще и мерило исторической памяти и осознания себя белорусами в самом высоком смысле этого слова.

Порой приходится слышать: «Что вы носитесь с этой войной? История белорусского народа началась не в 1941 и не в 1944». Действительно, но она вполне могла закончиться именно в ту войну. Потому и трагедию Хатыни буду помнить все поколения белорусов, сколько бы лет ни прошло с того кровавого мартовского дня.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *