Сейчас только в Минске зарегистрировано около 700 000 автомобилей. А с учетом того, что по столице тысячами ездят машины из Минской области и других регионов, можно предположить, что ежедневно в пределах города находится 900 000 транспортных средств. Почти каждая минская семья имеет свою машину. А где она ее ставит? Ведь большинству этих машин надо где-то парковаться, ночевать и зимовать.
Ной искал парковку 40 дней
Устоявшийся брэнд – «Минск — город без пробок и проблем с парковкой» — уходит в небытие. Парковочно-пробочная катастрофа Москвы уже близка и нашей столице. Интересную статистику как-то озвучил начальник архитектурно-планировочной мастерской УП «Минскпроект» Юрий Комиссаров. Он отметил, что в Минске обеспеченность местами хранения составляет около 100 тысяч мест в ГСК и потребительских кооперативах, примерно 30 тысяч — на автостоянках других форм собственности и автостоянках предприятий, около 27 тысяч — в коммунальной собственности. В результате вычислений получается, что около 450 000 машин только с минскими номерами не имеют мест хранения!
Но если спроектированные в эпоху социализма городские кварталы и дворы не предусматривали такого наплыва автомобилей, отчего сейчас Минстройархитектуры позволяет строить новые «спальные» районы, вообще позабыв, что каждая семья имеет машину. Мои родители живут в минской Малиновке, где одна внутренняя дорога ведет сразу к девяти домам и заканчивается тупиком. Более того, вдоль нее и подъездов не то что припарковаться, пройти невозможно. И эта архитектурная катастрофа является относительно молодым районом города, а таких урбанистических пейзажей большинство.
Мне иногда кажется, что за некоторые градостроительные концепции надо буквально заводить уголовные дела за вредительство. Огромный пакет документов определяет, сколько чего необходимо на 1.000 жителей — деревьев, парков, магазинов, детских садов, школ, парковок, тротуаров, делается прогноз роста населения, кто-то, возможно, защищает диссертацию… А в результате жутчайший коллапс коробок домов во многих «спальных» районах с «насыпанными» вокруг них грудами машин, сквозь которые пробираются мамочки с колясками.
Парковать машину дороже, чем ездить на ней
Везде чиновники сообщают, что понимают всю серьезность проблемы с парковками. Вроде недавно была принята программа «400 тысяч» по организации в столице новых мест для парковок машин со сроком реализации до 2020 года. В ближайшие годы в каждом районе планируется возвести по 1 тысяче мест для парковки автомобилей. Что ж, в Советском районе Минска в районе Логойского тракта достаточно подземных и надземных многоуровневых паркингов. Ряд мест в них пустует. Почему? Да потому, что средняя стоимость одного места от 20.000 долларов и выше. То есть один метр парковки с кривенькой бетонной стяжкой без стен, дверей, окон и всего остального стоит дороже квадратного метра жилья. Но циничность не только в этом. Оплата коммунальных услуг по одному парковочному месту составляет 120.000 – 180.000 рублей в месяц. И это без учета отопления и иных расходов на текущий ремонт и т.д.
С одной стороны, к этой ситуации можно подойти «по-коммунистически» и сказать, что, коль есть «бабки» на хорошую машину, найдешь и на парковку, а коль есть на парковку – заплатишь и высокую «коммуналку». С другой стороны, городские власти призывают автовладельцев позаботиться о своих «железных» конях. Только в чем их мотивация? По логике, те кто паркуется у дома, должны платить больший налог, нежели те, кто находит за свой счет место для легального хранения своей машины и не загрязняет экологию. Или одна рука не знает, что делает вторая? Чего далеко ходить. В доме, где я живу, жильцы пытались через исполком и иные службы получить разрешение на отделение небольшого участка пустующей прилегающей территории для асфальтирования, отгораживания и создания локальной парковки за свой счет. Разрешения так и не дали. Теперь вся эта зона и без разрешений превратилась в один нелегальный паркинг. Действительно, ведь гостевые парковки во дворах – это лишь место временной остановки для жителей дома и гостей, а никак не место для постоянного хранения автотранспорта. Да что хранения. Некоторые там просто погребают на годы свои машины. Короче, паркуясь зимой в сугроб, надо сначала убедиться, что он не занят соседом. У ряда домов пристраиваются на ночевки такси, «Газели», микроавтобусы и грузовики.
Запрещать проще
Видимо, проще запретить и поставить на каждой предполагаемой парковке инспектора ГАИ с эвакуатором, нежели решать проблему, идя на некие компромиссы. Взять столичный центр. 80% его территории имеют запрет на парковку. Как приехать людям в учреждения и ведомства, банки, офисы, в цирк, на концерт, в театр, в парк Горького, кинотеатр «Октябрь», ГУМ, Торговый Дом на Немиге или на стадион «Динамо»? Чего там магазины, в Минске невозможно припарковаться на Привокзальной площади и прилегающих территориях. Как встретить или проводить человека, когда первую линию небольших стоянок занимают легальные такси, а вторую, через дорогу, – нелегальные? Еще постоянно у входов в метро дежурит эвакуатор. В свое время начальник ГАИ Беларуси Леонид Фармагей самокритично шутил, говоря, что для ГАИ самый идеальный вариант, когда машина на время стоянки зависает в воздухе. Кстати, он тогда был инициатором организации парковок между деревьями на проспектах.
В самом центре Парижа, на Елисейских Полях, вообще нет пробок и припаркованных машин. Дело не в том, что это запрещено. Под всем центром находятся недорогие подземные паркинги. Подобные уже появились в Москве под крупными магазинами и возле Кремля. А в Швейцарии подземный паркинг на 2.500 машино-мест построен даже под Женевским озером.
В Минске представители Министерства ЖКХ планируют возводить паркинги прямо в жилых районах и предполагают, что таким образом проблема дефицита парковок решится? Вопрос в другом: а насколько захотят и будут замотивированы сами автовладельцы переехать на охраняемые и удобные паркинги? Как государство должно их уговорить – налоговыми и коммунальными льготами, стоимостью приобретаемого автомобиля, моральными убеждениями, наказаниями и штрафами? Что вы думаете, уважаемые читатели, по этому поводу? Как обстоят дела и как решаются проблемы парковки в мегаполисах ваших стран?