У каждого есть свои профессиональные привычки. Имеются таковые и у меня. Если не ежедневно, то каждую неделю точно просматриваю календарь юбилейных дат, которые приходятся на ближайшее время. Подобным нехитрым способом обнаружил, что 18 апреля исполнилось 45 лет одному нашему земляку – Дмитрию Мазепину.
Для тех, кто не в курсе, а может просто ленится погуглить или же повикипедить, поясню: речь идет об уроженце Минска. Сегодня это один из богатейших людей России (состояние в 3,2 миллиарда долларов по версии журнала Forbes), председатель совета директоров компании «Уралхим».
То ли желая сделать своеобразный и довольно сомнительный подарок юбиляру, то ли по каким-то иным причинам не так давно некоторые СМИ и всевозможные интернет-издания распространили сведения, будто Дмитрию Аркадьевичу светит пост белорусского вице-премьера, курирующего отношения с Россией. Вскоре сам «ньюсмейкер» опроверг эту информацию. Но, возможно, дыма без огня не бывает?
На первый взгляд, назначение на высокую правительственную должность молодого и энергичного бизнесмена вписывается в новейшую кадровую стратегию Александра Лукашенко. В пользу данной версии говорят и последние кадровые перестановки в Нацбанке, и провозглашение курса на обновление управленческого аппарата. Все так, если бы не одно существенное препятствие: Мазепин – гражданин Российской Федерации.
Да и не только это. Саму скандальную «новость» распространил украинский филиал российского агентства РБК со ссылкой на анонимный источник в Администрации Президента Беларуси. В сообщении указывалось, что Мазепин получит пост вице-премьера в обмен на привлечение в Беларусь кредита в 3 миллиарда долларов от Сбербанка России.
Я не претендую на глубокие познания психологии Президента Беларуси, но достаточно элементарного понимания его политического стиля и поведения, чтобы уяснить всю абсурдность такого утверждения. Да и Герману Грефу, главе Сбербанка, зачем продвигать Мазепина в вице-премьеры, чтобы решать какие-то свои дела в нашей стране, если он сам имеет давние и хорошие деловые контакты с белорусским руководством?
Наконец, какого лиха ради Мазепину, миллиардеру, плейбою и светскому льву, вдруг взбрело бы в голову добиваться должности заместителя Михаила Мясниковича? То есть впрягаться в лямку отечественных чиновников и, по меткому выражению Владимира Путина, становиться рабом на галерах.
Очевидно, причину информационного «слива» нужно искать в другом. И самое логичное – в деловых связях Мазепина со своими коллегами-бизнесменами. Известно, что у предпринимателя складываются не самые простые отношения с владельцем предприятия «Тольяттиазот» Владимиром Махлаем, который в недавнем прошлом имел серьезные проблемы с правосудием и проживает ныне в Лондоне. А Дмитрий Мазепин владеет чуть менее 10 % акций все того же «Тольяттиазота».
Отсюда растут ноги информационного вброса или из какого-то другого места, но расчет конкурентов Мазепина вполне понятен: одним выстрелом поразить сразу двух зайцев. Во-первых, породить недоверие к Мазепину в среде российских высших чиновников. Мол, а вдруг и впрямь он не наш?! А во-вторых, и это главное, спровоцировать интерес европейских политических структур к зарубежным активам предпринимателя, который является весьма серьезным инвестором в Латвию. Насколько известно, «Уралхим» занимается строительством грузового терминала для транспортировки удобрений в латвийском порту Вентспилс.
Как только рухнул кипрский офшор, по указанию соответствующего заказчика в СМИ была немедленно вброшена информация о том, что якобы на средиземноморском острове пострадали «личные активы Лукашенко», которыми будто бы управлял Мазепин. Эта заведомая ложь – также звено в цепи пиаровских ходов. Цель – навязать обществу мысль о том, что бизнесмен является «кошельком режима Лукашенко», и на этом основании добиться европейских санкций в отношении не только «Уралхима», но и всех остальных активов Мазепина. А заодно внести его в список граждан, которым запрещен въезд в страны Евросоюза.
Ко всей этой истории я обратился вовсе не для того, чтобы посочувствовать Дмитрию Мазепину, который, как и многие бизнесмены, имеет сложные отношения со своими деловыми партнерами. Для нас важно другое. Гротескный сюжет с «назначением Мазепина» демонстрирует многие скрытые механизмы политической игры, которая разворачивается вокруг Беларуси.
Для любого непредвзятого наблюдателя (впрочем, и для предвзятого тоже) очевидно, что Александр Лукашенко продолжает оставаться существенным фактором в российской политике. Его оценки, кадровые решения, отношения к тем или иным людям сразу попадают в топовые новости в соседней союзной нам стране. Кто-то использует это влияние для благих дел, иные пытаются выстроить дурно пахнущую интригу.
Не раз приходилось наблюдать такую забавную ситуацию. В составе какой-нибудь российской делегации чиновник или бизнесмен удостаивается рукопожатия белорусского Президента. Некоторое время спустя визитер в интервью делится воспоминаниями о «своей беседе» с белорусским лидером. А всего через полгода в кулуарах он уже повествует о «своих давних и близких контактах» с человеком, который всего-то однажды пожал ему руку.
И еще один любопытный вывод. Глупейшая и абсолютно неэффективная политика санкций, проводимая ЕС и США в отношении Беларуси, приносит странные плоды. Евробюрократы без всяких разбирательств, внятных обоснований, доказательств ввели санкции против группы белорусских предпринимателей. Повод – некие сообщения в СМИ, по сути дела сплетни. Последствия не заставили себя ждать. Но совсем не те, которых ожидали на Западе. Вряд ли в европейских столицах рассчитывали на роль инструмента в разборках «новых русских». Непрозрачность принятия решений в брюссельских и вашингтонских кабинетах привела к тому, что недобросовестные конкуренты используют санкции как жупел для запугивания своих партнеров.
Что же до слухов и сплетен, которые иногда вырастают вокруг Беларуси, то, конечно, приятно, когда о твоей стране говорят, но как-то тоскливо, если при этом городят всякую чушь.