Событие, о котором так много говорили в чиновных кабинетах, свершилось! 12 апреля Президент подписал Указ № 168 с очень длинным (как и положено серьезным государственным документам) названием – «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников».
Известно, что с момента назначения Михаила Мясниковича премьер-министром в Беларуси обсуждается вопрос о реорганизации системы министерств, государственных комитетов и подчиненных организаций. Еще 16 февраля 2011 года в ходе встречи с депутатами Палаты представителей первый вице-премьер Владимир Семашко заявил журналистам, что не исключена возможность расформирования Министерства торговли. Куда более определенно он высказался о судьбе Министерства жилищно-коммунального хозяйства: «Речь идет о том, чтобы это министерство ликвидировать и на правах департамента эту функцию передать Минстройархитектуры, а функции по теплоснабжению, энергоснабжению передать Минэнерго». Однако в тот момент, вероятно, учитывая не самую благоприятную экономическую ситуацию, решили не идти на риск утраты, пусть и частичной, контроля над отдельными отраслями экономики. Структура правительства осталась прежней.
Время шло. Конъюнктура изменилась, финансово-экономический кризис остался позади, и оптимизация системы государственного управления вновь оказалась востребованной. 1 октября 2012 года Президент Республики Беларусь, принимая с докладом министра внутренних дел Игоря Шуневича, сообщил, что создана государственная комиссия по реформированию государственных органов под руководством главы Администрации Президента Андрея Кобякова и помощника Президента Натальи Петкевич. Александр Лукашенко обозначил и цель работы комиссии: «Полагаю, что нам придется прилично подсократиться в государственных структурах, думаю, процентов где-то на 25–30. Внизу меньше, вверху побольше, убрав ненужные функции и значительно потом увеличив денежное довольствие и заработную плату госслужащих».
Что касается «верха», иными словами – республиканского уровня государственного управления, то нельзя сказать, что здесь у нас слишком раздуты управленческие штаты. Куда более актуальна проблема функционала самих министерств и государственных комитетов, распределения их сфер ответственности.
Фактически в Беларуси до последнего времени сохранялась старая советская «отраслевая» структура правительства, пусть и с некоторыми косметическими изменениями. Многие наши министерства выступают в двойном качестве. Они определяют государственную политику в какой-либо отрасли, формируют нормативно-правовую базу, они же осуществляют управление государственной собственностью в этой отрасли, то есть играют на одном поле и как игрок, и как рефери. Вряд ли такая система соответствует современным требованиям.
Новый Указ дает хорошую возможность перейти к модели политического управления, когда министерства перестают быть начальниками над собственниками, т.е. «мегаконцернами», а становятся действительно органами, которые осуществляют деятельность, направленную на исполнение законов, оперативное управление государственными делами в определенной отрасли, вне зависимости от формы собственности предприятий. Речь идет о работе правительства не просто как экономического штаба, а как полноценного политически ответственного органа исполнительной власти со всеми вытекающими последствиями.
Естественно, не останутся в стороне и регионы. О том, что работу органов местного самоуправления необходимо серьезно интенсифицировать, Александр Лукашенко говорил еще во время выборов в местные Советы в апреле 2010 года: «Я лично хотел бы, чтобы после этих выборов ситуация кардинально поменялась. Местные Советы должны работать с населением, очень много работать». В Указе губернаторам областей дано прямое поручение оптимизировать количество сельских исполкомов. В нашем случае «оптимизировать» означает «сократить».
Недавно подписанный Указ, как теперь уже совершенно очевидно, не приведет ни к какой чиновничьей революции. Из государственных органов национального значения ликвидируется только Республиканский трудовой арбитраж. И все же сокращение госаппарата грядет. Но оно ни в коем случае не означает механическое сжатие. Для решения стоящих перед страной задач требуется эффективное государственное управление, а значит, первостепенную важность приобретает необходимость формирования качественного и грамотно подобранного корпуса госслужащих.
Удержание на государственной службе опытных профессионалов, а также привлечение новых знающих, инициативных, творческих людей невозможно без одновременного повышения ее авторитета, престижности и соответствующей мотивации работников. И дело здесь не должно ограничиваться лишь увеличением заработной платы. Необходимо создание целой системы стимулов нахождения и роста внутри государственной службы. Одним из важнейших инструментов такой работы может стать социальный пакет для госслужащих, который был бы ориентирован на качество их подготовки, стаж, карьерные перспективы и повышение квалификации.
Проблема совершенствования государственной службы, естественно, не нова для Беларуси. Еще в 2009 году известный отечественный теоретик и практик государственного управления Валерий Михеев предлагал принять закон о стандартах управленческой деятельности всех государственных органов в республике, опираясь на опыт других стран, а также Концепцию государственной кадровой политики на период до 2020 года. «Ее ядром, квинтэссенцией, – отмечал ученый, – должно стать повышение интеллектуального потенциала общества, постепенный переход к повсеместному высшему образованию». Пожалуй, эта идея не потеряла свою актуальность и сейчас.
Для качественного улучшения персонального состава государственной службы необходимо усовершенствовать систему рекрутирования кадров. Не секрет, что за последнее время престиж госслужбы упал, и на нее, как бы обидно и горько это ни звучало, приходят далеко не лучшие. В своей работе государственные служащие недостаточно ориентированы на результативность труда. Целесообразно разработать сбалансированную систему показателей профессиональной служебной деятельности.
Но это все интересно для тех, кто остается на госслужбе, а как же «высвобождаемые»?
Мне припоминается, как один уважаемый полковник, желая прижучить своих подчиненных, грозил им страшной карой: «Смотри у меня, а то пойдешь в народное хозяйство». Двадцатипятипроцентники направятся именно туда. Будем надеяться, что их знания и опыт принесут пользу нашей экономике. Уверен, никто не будет прозябать без дела. Каждому найдется место в строю.