За плечами у Владимира Шарникова многолетний опыт работы фотокорреспондентом в разных периодических изданиях — бобруйской прессе, «Прессболе», «Комсомольской правде» в Беларуси, «Туризме и отдыхе». А с 2006 года он стал членом народного фотоклуба «Мiнск». Также является членом БОО «Фотоискусство». Последние годы фотограф посвятил осуществлению собственного проекта — снимает исключительно в белорусских деревнях, поставил перед собой цель обойти и объехать их все. Побывал он уже в 2300 (!) населенных пунктах. Неохваченных пока намного больше. Если верить справочникам, то в Беларуси всего 25 тысяч деревень. Благодаря работам этого человека можно изучать историю и даже географию нашей Беларуси. Этот человек- патриот, настоящий мастер своего дела. И этим все сказано.
— Владимир Васильевич, расскажите, что привело вас в фотографию. Где учились?
— Когда мне было 24 года, у меня родилась первая дочь и жена сказала: «Ты ее будешь фотографировать!». До этого момента фотоаппарат в руки никогда не брал. Знал, конечно, что он есть, но не использовал. У нас был отцовский «ФЭД». Позже появился «Зоркий-4» 1956 года выпуска с объективом 50 миллиметров. До сих пор в рабочем состоянии. Азы съемки осваивал по самоучителю. Там было написано много: что такое фотопленка, перфорация, как заправлять пленку. Позже купил проявители, закрепители. Все, как в книжке было сказано. Первая проявленная пленка сохранилась. И все последующие тоже.
— Как родилась идея съемок белорусских деревень?
— Однажды в голове незаметно промелькнула мысль: а почему бы по деревням не поездить, не поснимать какие — нибудь интересные сюжеты: архитектуру, характеры, быт? Прошло еще несколько лет, прежде чем мечты окончательно стали реальностью. Решил ездить в фотопутешествия на велосипеде. Наша деревня, как и белорусская природа, -на первый взгляд неяркая и неброская. Целый день крутишь педали, а в итоге сделаешь всего несколько интересных фотографий. Первые сотни километров было тяжело, уставал, а потом втянулся. И остановиться уже невозможно, потому что раз взялся за дело — нужно довести его до конца. В день проезжаю обычно 70- 80, а бывает и 100 километров.
На автомобиле тоже пробовал путешествовать. Но с машиной в деревне делать нечего! Пролетаешь мимо, ничего не замечая вокруг. На велосипеде ты свернул с дороги на лесную тропинку, на пути у тебя ручей, потом болотце… Где тут машина пройдет? Оборачиваешься — вот он, сюжет! Церквушка стоит на горизонте, дома живописные…
Это ускользающая красота. Завтра её, возможно, не будет, поэтому надо искать сегодня и показывать другим. А когда научимся находить что-то прекрасное в обычных вещах — наше будущее станет прекрасным.
— Вы снимаете на «цифру» или на пленку? Чем обусловлен ваш выбор?
— У меня два «Nikon»’а — один цифровой, другой пленочный. На пленку сейчас снимаю мало, но в холодильнике еще лежит метров сто пятьдесят черно-белой А2Ш. И когда наскребу на хороший сканер- продолжу на нее снимать. Потому что пленка передает изображение именно фотографически, а «цифра» — слишком правильно. А черно-белая пленка позволяет подчеркнуть что-то, что должно быть подчеркнуто, на чем должен быть сделан акцент в съемке. Сегодня я больше снимаю на «цифру». Что будет завтра — посмотрим.
— А фотошопом часто случается пользоваться?
— Очень редко и мало. Я не особо нуждаюсь в навороченных программах и фильтрах. Все, что мне нужно, — это что-то подправить: пыль на патрице убрать или какую-то веточку, травинку, случайно попавшую в кадр. Делаю фактически то же самое, что и все фотографы несколько лет назад, до появления минилабов, когда пленку обрабатывали самостоятельно. А больше ни во что не вмешиваюсь. Сейчас компьютерными программами злоупотребляют. Если нет никакого сюжета, если в снимке вообще ничего нет, что там можно улучшить?!
— А как вы решаете, куда поедете в следующий раз?
— С этим все просто. Где не был — туда и еду. Приоритетов нет. А дальше уже планируешь исходя из того, на сколько дней едешь, какую еду брать, какую одежду. Что касается ночевки, то этот вопрос поднимается к вечеру. В гостиницы я не еду. Пытаюсь отыскать стог сена или соломы. А их, надо признаться, найти не всегда легко. В деревенские дома ночевать сейчас не пускают, все боятся. Бывало даже такое, что приходилось всю ночь педали крутить…
— Мне известно, что вы сотрудничали с прессой. Расскажите поподробнее, с чего все началось.
— Начну с того, что я военный. 23 года служил под Москвой в Таманской дивизии. Уволился в 1992 году. Службу заканчивал в Бобруйске, там и начал сотрудничать с прессой. А одно время был всплеск интереса к футболу — бобруйская «Белшина» стала серебряным призером чемпионата Беларуси в 1997 году. Именно тогда через знакомых я узнал о газете «Прессболл». Решил отправить туда несколько фотографий, потом у меня стали заказывать снимки. Мне очень нравилось фотографировать футбол. Важно поймать интересный момент. И у меня это получалось! Так меня заметили, пригласили внештатным фотокорреспондентом. Потом стал числиться в составе коллектива, работал 5 лет.
—В каких выставках и конкурсах вы принимали участие? Где они проходили?
— В 2008 году занял 1 место в третьем белорусском конкурсе цифровой фотографии «Драйв» в номинации «Лови момент», 2 место в первом республиканском конкурсе «Моя Беларусь» в номинации «Человек». В 2009 году участвовал в фотоконкурсе «Только одно мгновение», который проходил в Польше. Фотографии опубликованы в каталоге. В 2010 вновь прошел фотоконкурс «Только одно мгновение». Получил премию и награду фонда «фотография для будущего». В 2011 мои работы были опубликованы в альбоме «Пресс-Фото Беларуси 2010». Персональные фотовыставки были показаны в Минске, Бобруйске, Новогрудке, Могилеве.
— Как вам удается наполнить свои работы не безнадегой забытых деревень, а теплым, добрым юмором?
— Я ищу красоту! Кому нужно безнадежное и унылое? Хочется найти и снять красивое, яркое… Может быть, наступит время, когда все восстановится, но это длительный процесс. И предметы, и люди, и животные, и пейзажи — все это родная Беларусь. Всегда стараюсь сделать так, чтобы в моих фотографиях был заряд оптимизма. Не все понимают. Помню, остановился возле мостика, искал нужный ракурс, а меня застиг местный председатель колхоза и долго пытал: кто вы и зачем тут все фотографируете? Вот, говорю, красота, все замерзло, мостик кажется бородатым от сосулек. А человек не понимает, что можно приехать с таким фотоаппаратом в глушь просто за красотой. Другие, бывало, удивляются: смотри- ка, ты в нашей деревне что-то привлекательное нашел!
— Бывают ли моменты, когда вам фотография нравится, а людям — нет?
— Конечно. Стараюсь прислушаться к критике. Хоть и иногда я готов отстаивать свои интересы. Не так просто мне удалось получить подобный кадр. Приходилось много ездить, присматриваться…
— Как вы думаете, чем сельские жители отличаются от городских?
— В городе все спешат куда-то, суетятся. А реальная жизнь — она все-таки там, в глубинке. Сельские жители более открытые, более доброжелательные, веселые. Хотя жизнь у них труднее. Поражает, что люди некоторые на самом деле деградируют. Есть большая разница между Западной и Восточной Беларусью. В Западной люди живут по-другому. Трудятся больше. Общий уровень жизни и культуры на порядок выше, чем в той же Могилевской и Гомельской областях.
— Негативное отношение к себе как к человеку с фотоаппаратом чувствуете?
— Случается, но редко. Обычно встречаюсь с доброжелательным отношением. Поговорят со мной, расскажут о своей жизни. А если деревня заброшена, там тебе рады вдвойне. Люди это событие будут потом неделю обсуждать: человек с фотоаппаратом приезжал! Конечно, случается и на негативное отношение к себе напороться, когда понимаешь: было бы у человека ружье — пальнул бы! Но это очень редко. А вот бдительные тут как тут: кто, что, почему с фотоаппаратом в нашей деревне? Таким говорю, что я американский шпион. Если человек сообразительный, то шутку воспринимает нормально. Многие думают, что корреспондент. Жалуются на разрушенные сараи, просят помощи.
— А что вы можете сказать о нынешних «фотографах», которые купили дорогой аппарат и считают себя профессионалами?
— Это ненормально, но это надо пережить. Нужно, чтобы прошло определенное время, может быть, несколько лет, и люди все-таки научатся отличать халтуру от того, что сделано настоящим фотографом, который мыслит, когда нажимает на кнопку. А кадры, которыми сейчас наполнено все вокруг— пустые. Все как в футболе, когда болельщики сидят на трибунах, говоря друг другу: вот мазила, по мячу не попал! А ты сам выйди на поле и забей гол. То же самое сейчас происходит в фотографии. Люди думают, что достаточно нажать на кнопку, чтобы получить хороший снимок. Они не знают, что такое композиция, что такое свет… Практически ничего не знают. И надеются снять шедевр. А шедевра-то нет!
— Есть ли у вас свои «фото-кумиры»?
— Найдется тот , кто сможет назвать имена таких людей. Есть газеты и журналы, в которых есть интересные работы. Я учился по ним, когда начинал снимать. Но у меня никогда не было любимых фотографов.
— Поделитесь свои секретом удачной фотографии…
— Учиться, учиться и ещё раз учиться! Каждая фотография должна выражать определенную мысль. Вот и весь секрет. Главное — стремиться к своей мечте и добиваться своих целей. И тогда всё у вас получится.
— Какие вы можете дать советы фотографам новичкам?
— Сложный вопрос… Я не самый опытный. Наверное, думать надо, для чего фотоаппарат в руки берешь… Это первое, а второе — надо немного пожить, а кому и много, набраться опыта, тогда и думать легче будет.
— Спасибо за беседу.
Марина ЦАРЬКОВА, www.websmi.by