Совсем скоро для старшекурсников Института журналистики наступит одно из самых волнующих событий в университетской жизни – вручение диплома. И если кому-то уже давно не терпится получить заветный документ, то для других выпускной – символ завершения веселой студенческой поры. Что же унесут пятикурсники с собой в вольное плавание по волнам жизни? Чего уже достигли, а что еще впереди? «ЖФ» взяли на себя смелость потревожить Их Взрослейшества и узнать планы на будущее.
Мікіта Найдзёнаў (спецыяльнасць «Журналiстыка (друкаваныя СМІ)») пасля журфака пойдзе ў магістратуру. Ён ўжо паўтары гады працуе на радыё «Беларусь», дзе і плануе застацца пасля заканчэння:
«Журфак – гэта самы круты факультэт. Я, напэўна, застануся вялікім патрыётам, бо журфак вучыць нас вучыцца, вучыць вучыцца і працаваць, вучыць працаваць і не вучыцца. Я рады, што выкладчыкі ў большасці сваёй вельмі лаяльна ставяцца да студэнтаў, асабліва старшакурснікаў. Тая тэорыя, якой нам, магчыма, зашмат
бывае на занятках, цалкам балансуе з практыкай, якую атрымліваем на працы.
Студэнцтва – з’ява шматгранная, як будынак Нацыянальнай бібліятэкi. Таму нельга займацца нечым адным. Сапраўдны студэнт паспявае і вучыцца, і працаваць, і займацца грамадскай дзейнасцю, і кахаць. А пасля гэтага ў яго застаецца час на любімую справу. У мяне гэта музыка. Трэба хадзіць у тэатры, кіно, тусіць з групай, наведваць Дзень першакурсніка і ісці на афтэпаці ў сквер. Трэба быць адкрытым! Пяць гадоў – гэта так мала! Трэба ўсё паспець.
Калі б у мяне была магчымасць нешта памяняць у сваім студэнцкім жыцці, я б гэтага не рабіў. Я не шкадую ні аб адным сваім учынку. Як карціны імпрэсіяністаў (дзякуй Людміле Пятроўне Саянковай), яно ўсё бачна толькі на адлегласці. Таму і я праз 5 гадоў адчуваю, што гэта сапраўды лепшы час, які быў пакуль у маім жыцці. Шмат што тут са мной было ўпершыню. Але трэба ісці далей».
Евгений Олейник (специальность «Журналистика международная») пойдет работать в газету «Аргументы и факты», с которой сотрудничает с первого курса. Считает:
«На журфаке при желании можно получить столько знаний, сколько нужно: все зависит только от способностей и устремлений». Младшим курсам советует: «Не спешите с поисками работы, выучите как можно больше языков и поездите по миру. Любое знание – во благо, а главное, чтобы и в удовольствие».
Светлана Исаенок (специальность «Веб-журналистика») во время учебы стажировалась во многих редакциях и вела активную общественную деятельность на факультете:
«Преподаватели говорили простые с виду вещи, которые кардинально меняли мое представление о профессии, мире, людях. Правильно подбирали книги, которые показывали разношерстную картину мира, где нет черного и белого, а есть бесконечное количество оттенков серого.
Татьяна Ивановна навсегда влюбила в театр, а Инга Дмитриевна – в жизнь. Оксана Петровна научила верить в людей, Александр Александрович убедил, что все в наших руках, Дмитрий Николаевич уверил, что настоящая сила в знаниях, Петр Леонидович – в то, что все в жизни повторяется, а Наталья Анатольевна заставила серьезно подходить ко всем делам. Анна Ивановна доказала, что нужно во всем соблюдать меру и придерживаться моральных ориентиров, а Ольга Михайловна – что красивая женщина вполне может быть сильной, если у нее есть ум. Анна Викторовна приучила держать свое слово, а Алла Евгеньевна показала, что принцип «относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе» в самом деле работает. Каждый преподаватель отдавал частичку своей души. И это действительно чувствовалось. И чувствуется сейчас, когда в определенных жизненных ситуациях смотришь на мир сквозь призму их убеждений.
Младшим курсам я бы посоветовала не терять времени на философские поиски себя, раздумья, переживания в «Твиттере» и на всякие другие «релаксирующие» дела. Пять лет в университете пролетают очень быстро. Этого не осознаешь, и даже на 4-ом курсе еще кажется, что впереди будет очень много всего. Это не так. Поэтому нужно использовать любые возможности для собственного развития. Кроме посещения лекций и семинаров, заниматься самообразованием, постоянно, как можно больше знакомиться с людьми. Журфак даст вам диплом, но не сочинит за вас резюме. Помните об этом и постоянно практикуйтесь.
А еще я бы посоветовала просто держать ухо востро и хвост трубой. И никогда не забывать о том, что журналистика – это средство воздействия на массы. От того, как будем поступать мы, зависит то, как будет поступать общество. Не бросайтесь сломя голову на «вкусные» обещания безграничной «свободы». У каждой медали всегда есть вторая сторона. И иногда ваш «честный и объективный» взгляд на события могут просто использовать в своих интересах. Просто помните об этом.
А еще я бы хотела, чтобы сохранилось своеобразное братство журфака. Всегда приятно увидеть родное лицо на пресс-конференции или мероприятии. Ты знаешь, что, если вдруг сядут батарейки в диктофоне или кот съест блокнот, можешь написать ему «Вконтакте» или позвонить, и тебя выручат. Это здорово. Пусть так продолжается и дальше».
Илья Фукалов (специальность «Журналистика международная») на пятом курсе решил, что не хочет связывать жизнь с журналистикой:
«В профессиональном плане журфак не научил меня совсем ничему – тут учат, чтобы ты ничего не знал. Однако в личностном плане я поднялся очень сильно: научился говорить и писать грамотно, набрался уверенности в себе, преодолел боязнь сцены.
С одной стороны, я познакомился со многими интересными людьми и вряд ли без журфака я стал бы тем, кто я есть сейчас, прочитал много хороших книг. С другой стороны, журфаковцы платят сумасшедшие деньги и пять лет просто просиживают штаны.
После получения диплома передо мной будут те же самые горизонты, что были перед поступлением. Другое дело, если у кого-то появились контакты и способность посмотреть на сферу со стороны. Журналистом надо быть внутри, ловить кураж от этой работы. Если этого нет – работа будет в тягость, так что лучше поискать себя где-то еще».
Андрей Карелин, (специальность «Журналистика (аудио-визуальные СМИ)») оказался на журфаке неслучайно:
«Я поступал, войдя во вкус профессии еще в старших классах. Тогда у меня за плечами было около 150 публикаций в региональной и республиканской прессе, основание, верстка и редактирование газеты «Школьная пора», признанной двумя профильными конкурсами лучшим изданием в своем сегменте в Беларуси, в шести других странах СНГ, Грузии и Монголии. Имеющейся о журфаке информации было достаточно для того, чтобы не ждать от факультета расчудесных чудес, а четко сформулировать для себя, какие из предоставляемых возможностей помогут более профессионально подходить к созданию медиапродукта. Кроме того, для меня было важно расти в корпоративной атмосфере, сверяя стрелки медиачасов с преподавателями, которые не позволяют себе забронзоветь, и с теми всамделишными, по-настоящему искренними и любопытными коллегами-студентами. И тех и других не хватало.
Предоставив обширнейшую систему гиперссылок на различные виды информации и закалив способность анализировать большие ее объемы, журфак справился с задачей-минимум, за что я благодарен факультету. Думается, что возможности своего завидного положения – платформу ведущего вуза и раскрученный бренд единственного в стране – журфак использует, к сожалению, не полностью. Ощущается, что связь учебного плана с новейшими тенденциями в медиасфере недостаточно сильна. Поэтому когда студентам недавно предложили описать изменения, которые они бы внесли в обучение, я с удовольствием откликнулся на обращение, представив свое видение будущего нашей специальности «Журналистика (аудио-визуальные СМИ)». Еще из минусов – угнетающая необходимость выполнения тонны незатейливой отчетности (а-ля реферат и эссе) по разным дисциплинам. Потребность «выпускать» подобные работы в промышленных масштабах неизбежно нивелирует элемент творчества при их написании.
Журфак мне хотелось запомнить разным, и на старших курсах я окунулся в самое студенчество. Встречал День студента в полдвенадцатого ночи в журфаковской медиатеке, поздравлял наш корпус с Днем родного языка через сеть пожарного оповещения, превращался в Деда Мороза и преподавал социологию в одной из пародий на «Золотой утке». А еще – участвовал в первой в истории факультета «Мафии» с преподавателями и вместе с однокурсницей затем разыграл Кубок Института журналистики по этой игре, научился танцевать вальс, готовясь к Весеннему балу-маскараду БГУ, дважды работал с абитуриентами в приемной комиссии университета и как куратор-студент опекал группу сегодняшних третьекурсников и первокурсников (Александр Солодуха, ага). Параллельно окончил Школу предпринимательства и менеджмента при БГУ и побывал на образовательных семинарах по журналистике в Швеции, Германии, Литве и Украине. А летом как боец студенческого педагогического отряда работал воспитателем в детском лагере на Черноморском побережье в России. И наши «ЖурФАКТЫ», конечно: строчки, за которыми масса впечатлений и опыта».
В самом деле, пять лет на журфаке пролетают быстро. Некоторые считают, что мало времени для учебы, а для других его оказывается даже более чем достаточно, чтобы найти себя. За время учебы у каждого студента случается, как хорошее, так и не очень. Давайте научимся ценить это время, как нынешние выпускники. Они верят в себя и знают, что осуществят все задуманное. А вы?
Валерия АКСАКОВА, cтуденческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”