Есть такое слово «надо», Или для чего студенту конференции?

Статьи

Во время учебы в вузах периодически проводятся различные конференции. Возьмем, к примеру, прошлый семестр на журфаке. Международная научно-практическая конференция «СМИ и современная культура», посвященная 90-летию Ефросиньи Бондаревой, и Международная научно-практическая конференция «Журналистика-2012». Они явно обогатили знаниями преподавателей и… студентов?

Признаемся, изначально статья задумывалась иначе. Тогда, ещё в декабре, хотелось узнать впечатления об этих конференциях у журфаковцев. Но столкнулись с проблемой, что далеко не все внимательно слушают выступающих: занимаются своими делами. Так уж ли необходимо создавать массовость? Может быть, лучше проводить подобные мероприятия в узком кругу, где каждый будет заинтересован в происходящем?

Александр Александрович Градюшко, доцент кафедры теории и методологии журналистики, кандидат филологических наук:

– Я полагаю, что научные конференции – дело нужное в первую очередь для тех студентов, кто планирует в будущем заниматься исследовательской работой. Ежегодно в декабре на журфаке проводят научную конференцию по журналистике для «взрослых». Принять участие в ней могут только преподаватели. Для студентов и аспирантов такая конференция проходит весной. Выступить с научным докладом на ней могут даже первокурсники. Почему эти конференции полезны? Потому как у некоторых студентов есть интерес к научной работе, они любят заглянуть в библиотеку, почитать материалы в сборниках материалов с тех же конференций, что-то самостоятельно исследовать. В итоге некоторые из них после завершения учебы остаются работать на кафедрах. Например, молодые преподаватели Владимир Степанов и Вадим Ковтанюк. Помню, как еще несколько лет назад они участвовали в студенческих конференциях, а сегодня уже в чем-то превосходят преподавателей, которые работают на факультете не первый год и привносят в учебный процесс новые идеи.

Анна Данилюк, 2 курс:

– Разумеется, я «за» проведение научно-практических конференций. Но почти всегда бывает, что на такие конференции заставляют приходить незаинтересованных студентов. Такие и сами не слушают, и другим мешают. Поэтому хотелось бы, чтобы участниками таких собраний были студенты, заинтересованные в теме конференции. А чтобы таковых было большинство, стоит, пожалуй, проводить опросы между студентов о том, на какие конференции они хотели бы пойти.

Аксана Пятроўна Бязлепкіна, кандыдат філалагічных навук, дацэнт кафедры літаратурна-мастацкай крытыкі:

– Канферэнцыі – гэта тая падзея, у час якой даследчыкі ў адпаведных галінах ведаў могуць абмяняцца інфармацыяй пра свае навуковыя дасягненні. Гэта час, калі завязваюцца навуковыя кантакты. І самая важная інфармацыя часта гучыць не ў дакладах, а падчас нефармальнага камунікавання навукоўцаў. Таму мне вельмі падабаюцца канферэнцыі, на якіх зборнік выдаецца да мерапрыемства, а не пасля яго: на секцыях можна не зачытваць даклады, а пераходзіць непасрэдна да дыскусіі. На канферэнцыі «СМІ і сучасная культура», прысвечанай 90-годдзю прафесара Е.Л. Бондаравай, самым цікавым для мяне дакладам пленарнага пасяджэння было выступленне доктара філасофскіх навук М. Мажэйкі пра катастрафічныя ўзаемадачыненні чалавечай ідэнтычнасці. Але хіба студэнтаў журфака не хвалююць праблемы соцыума? Гэтак жа сама, як на канферэнцыі «Журналістыка-2012», мяркую, студэнтаў ІЖ зацікавіў даклад кандыдата гістарычных навук П.Л.Дарашчонка пра студэнтаў КІЖа (Камуністычнага інстытута журналістыкі), а даклад кандыдата філасофскіх навук І.У. Сідорскай пра гендарную дыскрымінацыю ў СМІ не мог не паўплываць сярод іншага яшчэ і на журналісцкую аўдыторыю. Але канферэнцыі бываюць розныя, не ўсе даклады аднолькава ўдалыя. Ці могуць студэнты ацаніць (высока ці не вельмі) навуковыя даклады? Калі даклад павярхоўны – сапраўды, гэта заўважна адразу, але бывае так, што сур’ёзны даклад людзі абазнаныя слухаюць «між радкоў», разумеючы ўсё з паўнамёка, альбо заўважаюць, што даклад – «формульны»: выступоўца ў чужую метадалагічную «формулу» падстаўляе свае прыклады (праўда, гэта не ўплывае на цікавасць/нецікавасць прамовы). Бывае, што салідны навуковец не ўмее трымаць увагу аўдыторыі (асабліва такой спецыфічнай, як студэнцкая), а добры прамоўца – ўсяго толькі папуліст. Усё як у жыцці.

Кирилл Петренко, 1 курс:

– Вот поговорят на журфаке, например, о развитии интернет-СМИ в Беларуси, а дальше что? Стоящие вещи делают без лишних слов. Было бы приятнее видеть результат, а не то, что они там собираются делать.

Анна Пармон, 2 курс:

– Если бы те, кто изначально пришел поспать и поговорить, хоть бы попытался послушать выступающих, то они, вероятнее всего, нашли бы конференцию интересной. А ведь она действительно была увлекательной и умной. Мне вот понравилось.

Дмитрий Николаевич Дроздов, доцент кафедры теории и методологии журналистики, кандидат филологических наук:

– Преподавателям, конечно, нужны. Это помогает им всегда, потому что они имеют возможность оторваться от учебного процесса и проявить себя в науке. Каждая кафедра задает свою тематику для конференций. По поводу студенчества мое мнение таково: во-первых, совершенно очевидно, что среди студентов есть люди, которые пойдут потом в аспирантуру и дальше. Во-вторых, участие в студенческих конференциях – они проходят каждый год в апреле – может помочь молодежи в учебе, например, сделать какие-нибудь открытия, в том числе и для самих преподавателей. Необходим взгляд сверху, осмысление. Без теории мы погрязаем в каждодневной рутинной работе. Теория позволяет все это обобщить, проанализировать. Другое дело, что нужны поиск формы, стимулирование, конечные результаты. Может быть, стоит и в самом деле приглашать только заинтересованных студентов, а не создавать массовость. Не мне судить, но во всем мире в этом участвуют те, кому это нужно. А у нас с такой проблемой я не  сталкивался.

Ольга Касперович, 5 курс:

– Сборник материалов конференции в большинстве своем состоит из тезисов преподавателей, которые обязаны систематически заниматься научно-исследовательской деятельностью. Эта конференция проводится на протяжении многих лет. Обмен мнениями, опытом, как-никак. Конференция – это теоретическая сторона дела. Но дело в том, что многих просто согнали для массовки, не так ли? Лично я пришла, потому что мне было интересно услышать доклады определенных людей на том же самом пленарном заседании. И я считаю, что сту-дентам, особенно младших курсов, на такого рода конференции приходить надо по желанию. Для нас весной проводят студенческую конференцию. Вот там — пожалуйста.

Наталья Анатольевна Зубченок, кандидат филологических наук, заместитель декана по научной работе:

– Студенты недооценивают значение конференций. Преподаватель, стоящий в аудитории, не просто учитель, а человек, занимающийся наукой. Это часть работы педагога, ее составляющая. Обычно преподаватели – это люди, обладающие высшей научной квалификацией. Это люди с научными степенями и званиями. Для этого надо опубликовать энное количество работ: тезисы, материалы различных конференций, книги… Здесь нет массовости. Это серьезная деятельность. Вуз предусматривает подготовку людей для дальнейшего занятия наукой. Мы вас приглашаем не для того, чтобы вы посидели и просто отслушали сведения по такой-то дисциплине для получения зачета, а чтобы вы были в курсе происходящего в вузе, чтобы понимали, что это должно быть вам интересно – в идеале, конечно же. То, что сегодня молодые люди мало чем интересуются – наша общая беда. 50% работы вуза составляет научная работа. Наука – не концерт и не развлечение, а серьезное занятие. Моя работа не заканчивается на том, что я пришла, прочитала лекцию и ушла. Ведь для хорошей подачи материала надо сходить в библиотеку. И так всю жизнь. Каждый преподаватель дома готовится к занятиям так, чтобы любая лекция не повторяла предыдущую. Более того, и в школе, когда вы учились, вы тоже занимались какой-то научной работой, участвовали в конференциях. Для чего? Чтобы в дальнейшем поступать в университет. Вуз – это не торговое учреждение, где вы пришли, заплатили и получили диплом. Есть такое слово «учиться». В наше время понятие «учеба» трансформировалось и перешло в категорию потребительства. Поэтому очень грустно, что вам не интересно. Тем более, журналистам: ну как человек, ничем не интересующийся, ни в чем не разбирающийся, может быть журналистом? Вам же придется общаться с разными людьми, для чего необходим высокий уровень подготовки. Поэтому нельзя мерить словами «нравится / не нравится». Наука не бывает веселой. От физической работы отдохнуть легче, чем от умственной.

Татьяна МОРЕВА, Шура ГРОМЫКО,

студенческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”

Фото из личного архива



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *