К сожалению, новости об очередном убийстве на пьяной почве для нас стали обыденностью. Но что может двигать существом, вроде как прямоходящим, когда оно перерезает горло двухлетнему мальчику, а потом, держа за ножку, бьет его головой об пол.
Со времен своей работы пресс-секретарем МВД помню, что абсолютное большинство убийств в стране происходило на бытовой почве и в состоянии алкогольного опьянения. Как мне пояснил нынешний пресс-секретарь МВД Константин Шалькевич, ситуация сегодня принципиально не изменилась. В истории Беларуси практически нет заказных убийств, громких покушений и криминальных разборок, а вот тяжкие преступления в кругу близких и родственников после распития спиртного – это жуткая статистика каждодневной милицейской сводки.Судебные и правоохранительные органы, общественные деятели, психологи, врачи и даже священнослужители пытаются разобраться в мотивах, которые двигают людьми в момент совершения преступления. В конечном итоге находятся адвокаты, гуманисты, родственники и самое ужасное – сочувствующие, которые приписывают преступнику состояние аффекта, незнание закона, плохое настроение. Страшным, на мой взгляд, является оправдание преступления сильным опьянением убийцы. И хотя в законе этого нет, у нас, славян, исторически присутствует некое снисхождение к пьянчужкам. Знаете, как в старину к юродивым. В магазине можно услышать, как кассирша заигрывает с подвыпившими молодыми людьми, как женщины в трамвае заботливо помогают падающему пьянице, отмечая, что ведь праздник сегодня, как на работе в сотый раз прощают сотрудника за очередной запой, как звучит на улице фраза: «Ну выпил человек. С кем не бывает!» Вот бизнесмен на «Мерседесе» – это не наш человек – «бандит, ворюга»! А пьяная компашка у магазинчика – это что-то свое, близкое и понятное. Даже в обсуждении инициатив ГАИ по ужесточению пьянства за рулем общество раскололось на сочувствующих и негодующих. Мы это ощущаем по комментариям, которые приходят на сайт «СБ». Вот цитаты из писем: «Мало ли что выпил за рулем. Пусть штраф заплатит большой, но кто дает право машину отнимать. Это противоречит нашей Конституции», «Пьянство за рулем – это не преступление, а административное нарушение. Какое уголовное дело? Опять диктатура!»
Самое страшное, что пьяницу сочувствующе терпит не только общество, но и его родители, жена, дети. Вот недавний пример из сводки ГАИ, который иллюстрирует мои слова: «27 января в г. Минске в 06.00 у дома № 1 по ул. Пономаренко 32-летний минчанин, управляя автомобилем «Ауди А6», не справился с управлением, выехал за пределы проезжей части и совершил наезд на осветительную мачту. В результате водитель и ехавшая с ним 55-летняя мать от телесных повреждений скончались на месте. Водитель находился в состоянии опьянения. С 2002 по 2005 год он 5 раз привлекался к ответственности за вождение в состоянии опьянения, последний раз в 2005 году был лишен права управления на 5 лет». А что, его мать не знала это и не видела, в каком состоянии сын садится за руль? Или жалко было кровинушку?
Несмотря на то что в 2012 году сотрудники ДПС задержали более 43 тысяч нетрезвых водителей и при этом каждый десятый был задержан в состоянии опьянения повторно в течение года, многие выступают против ужесточения наказания за вождение в пьяном виде. Действительно, с кем не бывает!
Еще один шокирующий эпизод произошел в ночь с 26 на 27 января в Жодино, когда пьяный зверь перерезал двухлетнему ребенку горло и, держа за ножку, бил мертвого головой об пол. По предварительной информации, это был сожитель бабушки этого мальчика. Что теперь ждет убийцу? 15 лет тюрьмы за убийство в состоянии аффекта и доводы правозащитников по поводу отмены смертной казни.
В период моей работы в московской логистической компании у нас в коллективе произошла страшная трагедия. Пьяный муж задушил нашу сотрудницу – прекрасную и добрейшую женщину. Боязнь женского одиночества вынудила и ее годами мириться с этой постоянно пьяной «свиньей». В конечном итоге они развелись, но он требовал с нее деньги за когда-то купленную машину, и однажды она, пожалев, впустила его к себе домой. После всех разбирательств и хорошей работы адвокатов (у убийцы оказались еще и богатые родители) его посадили на 11 лет. На тот момент ему было 29 лет. Если даже он отсидит полный срок, а не выйдет по УДО, то ему на свободе будет 40. Пей и гуляй дальше. И вы считаете это справедливым приговором?
Извините за жестокость, но лично меня поражают и такие доводы, и наказания типа Брейвика, и лояльность людей к пьяным преступникам за рулем, и вообще все эти «сопли» вокруг убийц. Надо открыто признать, что общество еще не дошло до уровня глубинной философии библейского всепрощения. Убежден, что наказание должно быть не только неотвратимым, но и максимально адекватным совершенному преступлению. А в случаях, когда преступление совершается преднамеренно, наказание может быть и гораздо жестче самого преступления. Не буду повторяться, а лишь напомню, что победить коррупцию в Китае, торговлю наркотиками в Юго-Восточной Азии, преступность в Индии и ряде арабских стран удалось только за счет публичных казней.