Аушвиц сближает?

Блоги

Юбилей Январского восстания 1863 года, широко отмечаемый в Польше, грозил поднять очередную волну русофобии и обвинений восточного соседа в имперских амбициях. Но случилось все ровно наоборот. Неожиданно внимание масс-медиа и политически активных граждан оказалось приковано к другой годовщине и совсем неюбилейной.

В воскресенье, 27 января, председатель Государственной думы России Сергей Нарышкин принял участие в официальных мероприятиях, посвященных 68-летию освобождения Красной Армией нацистского концентрационного лагеря в Освенциме (Аушвице). А накануне в Варшаве он встретился с президентом Польши и своими коллегами из польского парламента. Спикер Госдумы предложил объявить 2015-й «перекрестным годом» – Польши в России и России в Польше. «Мы дорожим человеческим измерением отношений России и Польши», – заявил Сергей Нарышкин.
Его собеседники были сама вежливость и добросердечность. Маршал Сената Богдан Борусевич сделал заявление, которое в Варшаве редко услышишь: «Наши отношения гораздо лучше стандартных, таких у нас нет ни с одной европейской страной». Правда, он имел в виду контакты верхних палат парламентов и не жалел добрых слов в адрес Валентины Матвиенко.

Что же случилось в эти выходные между Россией и Польшей? Дипломатическая революция? Геополитический переворот? Такие оценки пока давать рано. Но то, что обе страны сделали серьезный шаг навстречу друг другу, очевидно.

Варшава и Москва заинтересованы в тесном взаимном сотрудничестве. Непродуманная и авантюристическая внешняя политика, проводимая министром Сикорским привела Польшу почти в тупиковую ситуацию на международной арене. Программу «Восточное партнерство» впору отпевать. Пресловутая «карта поляка» спровоцировали скандалы и конфликты не только с Беларусью и Украиной, но и с Литвой. Провалы на восточном направлении подрывают престиж Польши и внутри Евросоюза. А амбиций у варшавской политической элиты не стали меньше. Хочется славы и побед.

Россия постепенно избавляется от «комплекса Евросоюза». Конечно, в Москве не собираются спокойно смотреть на процесс расширения ЕС, но одновременно научились работать непосредственно на «европейском поле». Внутри самого Евросоюза формируется устойчивое пророссийское лобби, к которому в разное время относили и немецких социал-демократов, и Сильвио Берлускони, и многих политиков из Болгарии, Франции, Словакии, Греции и Финляндии. Улучшение отношений с Польшей стало бы настоящим прорывом и очевидным успехом путинско-лавровской дипломатии.

К сближению политиков подталкивает и экономика. В 2012 году страны достигли самого большого товарооборота за всю историю – более 30 миллиардов долларов. Польские бизнесмены заинтересованы в широком выходе на рынок ЕЭП. Россия рассматривает Польшу как хорошую базовую площадку для проникновения в ЕС.

Но здесь вполне уместен вопрос: а как же история? Как же Катынь и десятки тысяч красноармейцев, замученных в лагерях Пилсудского? Что же делать с польской интервенцией в XVII веке и разделами Речи Посполитой в XVIII? Одним словом, что делать и как быть со всем тем набором исторических стереотипов и взаимных претензий, которые в головах обывателей часто заменяют двухсторонние отношения? А никак! Цветочки к памятникам в означенные дни, дежурные фразы, пусть и резкие, но заранее согласованные на межмидовских консультациях. А все остальное время – сотрудничество и кооперация.

Невозможно? У них ничего не получится? Как знать. История помнит еще более невероятные альянсы. Буквально недавно отмечался полувековой юбилей франко-германского договора о дружбе, который заложил основу того самого дуумвирата, что держит в узде весь Евросоюз. Кто мог ожидать от генерала де Голля, лидера антигитлеровского Сопротивления, сближения с послевоенной Западной Германией? А ведь случилось и длится уже столько лет!

Что же принесет возможное потепление российско-польских отношений Беларуси, Украине, Прибалтике, то есть всему нашему Балтийско-Черноморскому кордону? Пока ничего плохого, скорее наоборот – это улучшит общий климат в регионе и будет способствовать экономическому оживлению. Но вот если дело зайдет слишком далеко… Поляки очень любят представлять себя в виде жертвы коварных соседей, но, как хорошо помнят белорусы, украинцы и чехи, сами не прочь поучаствовать в разделе сфер влияния и территорий. Вряд ли мы услышим о «пакте Сикорского-Лаврова», хотя закулисных договоренностей исключать нельзя.

В любом случае то, что произошло в эти выходные в Польше, весьма поучительно. Прошлое – это не кладовая для бесконечной вражды и взаимных упреков. В нем нужно искать поводы не для разъединения народов, а для их сближения, как бы пафосно и по-морализаторски это ни звучало. Уж лучше пусть история будет наставницей жизни, чем политикой, опрокинутой в прошлое.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *