А стали ли? В ажиотаже новогоднего веселья тормознули ли, обжегшись внезапной мыслью: целый год прошел, а я не успел, не сделал, не подарил, не позвонил, не сказал, не остановил?.. Не успел съездить в родительский дом и привести в порядок запущенный сад. Не сделал обещанную жене полку. Не подарил ей же цветы. Не позвонил ушедшему на пенсию коллеге, с которым много лет проработал бок о бок.
А она не сказала подруге, что та совсем завралась и пора бы остановиться. А он не назвал подлеца таковым и не вмазал ему по физиономии… И все вместе так много должны своей ребятне: не купленных игрушек, не прочитанных сказок, не увиденных спектаклей и фильмов, не совершенных путешествий, но главное — тепла и любви, на которые попросту весь год не хватало времени.Не потому ли кто-то всерьез надеялся, что все проблемы, как гильотина, решит конец света? И как же велико было их разочарование в связи с его ненаступлением! Для них — понравившийся мне свежайший анекдот: опоздавшие на конец света могут отпраздновать его по старому стилю.
А если серьезно, то вовсе не обещание апокалипсиса должно стать поводом для серьезных размышлений о собственном месте в культурном слое пусть не человечества — собственного рода. Если разложить на составляющие слово “мудрость”, то получится любовь, верность, честность, обязательность, преданность и, да простят меня лингвисты, еще масса слов, объединяющихся в понятие “добро”. И именно о добре надо думать, когда не календарь майя извещает о конце их эпохи (вырывающие сердца в качестве жертвоприношения и должны были исчезнуть как цивилизация), а наш собственный календарь, перелистав последние дни ушедшего года, начинает новый отсчет. И если размышлять о добре во всем его многообразии, примеряя его одежды на себя, право, и прощание с уходящим годом, и встреча нового перестанут быть просто поводом посидеть за накрытым столом. И весь следующий год вы будете яростно сопротивляться тезису “все можно, все позволено, и никто никому ничего не должен”. И будете мечтать, чтобы был этот год посвящен не восточным зверушкам и гадам, а человеку. И постараетесь не разорвать тонкую нить, отделяющую добро от зла, памятуя, что они, как атом хлора и атом натрия в соли, всегда вместе. И все зависит от дозы. А еще от того, прочитана ли уже Нагорная проповедь Христа, согласно которой соль — мы с вами, не дающие миру гнить и разлагаться.
… У меня во дворе, где выпавший снег уже много лет служил только полигоном для чистки замшелых ковров и лежал потом долго грязный и печальный, в нынешний радостный снегопад несколько дней молодые родители вместе с детишками возводили какое-то снежное сооружение. Думала крепость, оказалось — замок, на вершину которого водрузили снежную бабу. А когда оттепель подпортила строение и “съела” бабу, на ее место тут же притащили елку и стали все вместе ее украшать. Это я опять о добре, которое никогда и никуда не исчезает, что особенно заметно при смене года. И немножко о нашем времени, которое “все чудесатее и чудесатее”, как говорила небезызвестная Алиса из “Страны чудес”.
А на вашей домашней елке есть бабушкины или даже прабабушкины игрушки?
Встречаемся по субботам.
Поговорим!