Она точно знает, куда дует ветер, чем гололед отличается от гололедицы и почему летучие мыши летают низко над водой. Еще бы! Более 10 лет Светлана Панкратова рассказывает нам о капризах погоды. Зрители телеканала «Беларусь 2» уже не представляют «Навiны надвор’я» и «Тэлебарометр» без нее. Для многих эти передачи, как стакан теплого молока с медом на ночь: посмотрел — и уже не важно, что там, за окном, — на душе тепло.
— Светлана, про такой психотерапевтический эффект в курсе?
— (смеется). В курсе. Их еще «калыханкай для дарослых» называют…
— Не обидно?
— Наоборот! Ведь это значит, что передачи несут положительные эмоции, что в дома телезрителей мы приходим с добром.
— Позитив в наше время дорогого стоит. Поделитесь секретом, откуда его черпаете.
— Так нет никакого секрета. Просто мы с работой нашли друг друга.
— И как это случилось?
— В 1988 году (ой как давно!) я пришла на конкурс дикторов. Я тогда училась в театрально-художественном институте на актерском. Но на сцене себя, честно говоря, не видела. Играть одно и то же?.. Талантливые актеры в знакомую до запятой роль всякий раз привносят нечто, чего еще не было. У меня так не получалось. А на телевидении сделала первые записи, прослушала-посмотрела и поняла: это — мое. Тут никогда ничего не повторяется. Каждый день что-то новое. Словом, считаю, что мне повезло.
— Хм… Говорите, каждый день что-то новое, а сами столько лет только о погоде. Не хотели бы попробовать себя в других жанрах?
— Пробовала. Начинала с живых эфиров, однако мне ближе, так сказать, камерное исполнение. До сих пор с трепетом вхожу в студию, волнуюсь перед записью. Но вот на меня нацеливается глазок телекамеры — и все становится на свои места. Что же касается погоды, так если бы не ее капризы, девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора. Не помню, кто сказал, но до чего точно! Мы все от нее зависим. Что надеть, как провести выходные, куда поехать в отпуск, решаем, сверившись с прогнозом. Благодатнейшая тема.
— От чего, по-вашему, зависит успех передачи?
— От команды. Ведущий, его харизма, его энергетика, конечно, важны. Порой на телеэкране красивая девушка или молодой человек — залюбуешься, а начнут говорить, думаешь: ну почему бы тебе не пойти подучиться, сейчас ведь столько возможностей. И все же ведущий, на мой взгляд, — это фасад программы, за которым стоит труд большого числа людей: режиссера, редактора, ассистента, оператора. Это только кажется, что на телевидении работать легко и просто. «Навiны надвор’я» в эфире 26 минут, а запись длится 3 часа. Нужно учесть множество нюансов: от удачных ракурсов гостей студии до тематики видеозаставок. Да и погодную тему стремимся каждый раз подавать по-новому. Вот скажите, вы знаете, что с осенней депрессией можно бороться, надевая одежду определенного цвета? Нет? А наши зрители, смотревшие «Навiны надвор’я» с участием имиджмейкера Татьяны Канцеровой, знают и, надеюсь, следуют ее советам. Люблю, когда в студию приходит давний друг нашей программы академик НАН, профессор Владимир Логинов. О самых сложных природных явлениях вроде глобального потепления Владимир Федорович рассказывает увлекательно и просто. Верю ему абсолютно, потому что столько, сколько о климате знает профессор Логинов, по-моему, не знает никто.
— Гости студии — люди очень компетентные. Наверное, непросто быть достойным собеседником?
— Непросто, но я стараюсь. Всегда готовлюсь к разговору, ведь гостям, даже начальнику службы гидрометеорологических прогнозов Дмитрию Рябову (без которого, пожалуй, ни один выпуск не обходится), должно быть со мной интересно. При этом никогда не забываю, что по сравнению с ними я — дилетант. А коль так, почему бы не спросить о том, что меня интересует, например, как без пяти минут отпускника или как маму? Телезрителям, среди которых и родители, и отпускники, наверняка будет интересно узнать ответ.
— В компании, где есть врач, непременно станут говорить о здоровье, а с вами наверняка про «кароткачасовы дождж амаль што без перапынку»?
— Так и есть. По этому поводу частенько вспоминаю высказывание Уайльда: всякий раз, когда люди заводят со мной разговор о погоде, я с несомненностью чувствую, что они имели в виду что-то другое. Впрочем, я уже научилась спокойно реагировать на вопрос «Ну как там погода?». Воспринимаю его как приветствие и отвечаю: «Здравствуйте» (смеется).
— Кто ваш самый преданный зритель?
— Дочка, мой папа Евгений Станиславович (который живет с нами) и, конечно же… дачники. Дочку интересует, как мама выглядит на экране, папа вообще всегда смотрит мою передачу, даже повторы наутро, а дачники ждут советов, что когда сеять, полоть, копать. Впрочем, не только советов. Вместе с гидрометеоцентром мы затеяли викторину. До конца лета будет три тура. Судя по тому, что письма с ответами идут непрерывно, идея зрителям понравилась. Победителей определит Республиканский гидрометеоцентр.
— Нравитесь себе на экране?
— Когда как. Иногда смотрю — прихожу в ужас: вес набрала! Диеты — это не для меня, и после 18.00, как рекомендуют, не есть не могу. Поэтому тут же вспоминаю, что дома стоят тренажеры, перестаю стирать с них пыль, а начинаю заниматься. Телевидение и любимый муж — отличный стимул держать себя в форме.
— А садово-огородные рекомендации сами-то на практике применяете?
— В свое время супруг сказал: мол, дачу покупаем не для того, чтобы она стала нашим диагнозом. Участок 4,4 га — наше хобби, отдых. Растет всего по чуть-чуть. Петрушка, укроп (я их замораживаю на зиму), яблоки, груши. Травы пряные, даже базилик фиолетовый есть — он такой красивый, что рука не поднимается его рвать. О, похвастаюсь: в прошлом году у меня впервые неожиданно выросла хорошая цветная капуста. Еще сорняков море… Мне главное, чтобы было уютно в доме, все были накормлены, ведь семья большая и на борьбу с сорняками меня, к сожалению, не всегда хватает…
— Светлана, вы ведете блог?
— Нет. Я веду домашнее хозяйство. На блог времени не остается.
— Знаю, что ваш любимый фильм «Москва слезам не верит». Ностальгия по советскому прошлому?
— Скорее по молодости, по искренности, которой он наполнен. Искренности сегодня нам всем так не хватает…
— Чем бы вы никогда не смогли заниматься?
— Руководить большим коллективом. Когда вижу совсем молодых женщин на ответственной работе, понимаю: я бы так не сумела.
— Хотите сказать, что семья, дети — помеха карьере?
— Вовсе нет! У меня трое детей, мы с мужем уже внуков ждем (старшая дочь вышла замуж), и карьера, считаю, сложилась. На мой взгляд, мама, как и папа, должна показывать пример целеустремленности. Как это она будет сидеть и ничего не делать? Просто, возвращаясь с работы, нужно оставить свои служебные обязанности за порогом и вспомнить, что дома ты — мама и жена. Вот только не у всех это получается.
— Дети вами гордятся?
— Они к моей профессии и популярности спокойно относятся. Я считаю, это нормально, когда дети не пользуются положением родителей. Потом ведь аукнется — в дальнейшем без папиной и маминой поддержки тяжеловато будет строить свою жизнь.
— Как с вашей мечтой построить большой дом?
— Уже есть фундамент.
— То есть мечты сбываются?
— Да, потихонечку, с божьей помощью. По-моему, не надо иметь много маленьких желаний типа купить шубу или какое-то украшение. Я предпочитаю одну, но солидную мечту. Хотела большую семью, любимого и любящего мужа… Все пришло! Теперь мечтаю эту большую семью собрать под одной крышей, где у всех будет своя комната, а двери будут всегда открыты.
— Как сохранить хорошую погоду в доме?
— Научиться говорить «прости» и «прощаю». Это порой неимоверно трудно, но если научиться произносить эти два слова искренне, все будет замечательно.
Галина ТОРОПЕЦКАЯ, СБ-Беларусь Сегодня