Зимние пейзажи Стокгольма – как иллюстрации к детским новогодним раскраскам. Метель, заигрывающая с прохожими, роскошная иллюминация на проспектах и предпраздничная суета в торговых центрах – очередная образовательная поездка наших студентов в Швецию пришлась на середину декабря.
Страна и люди: почему к ним легко привыкнуть
«Встретите людей со свечками на головах – не пугайтесь: они отмечают День Святой Люсии, – спокойно объясняет куратор от шведского соорганизатора поездки, медиаинститута FOJO, журналистка Вероника Менжун. – Увидите у Концертного зала много дам, опасливо подбирающих роскошные платья и расходящихся по заказным городским автобусам – не удивляйтесь: они возвращаются с церемонии награждения нобелевских лауреатов». То и дело Вероника сдержанно озвучивала факты настолько необычные и интересные, что хотелось пять раз переспросить, а затем выйти на Свеавеген – центральный проспект шведской столицы – и закричать: «Стокгольм, это правда?»Но в крике нужды не оказалось: мы все увидели сами. Всего за несколько дней я привык к очаровательным рождественским песнопениям в метро. Привык, что люди вокруг читают, читают и… читают. Привык переходить дорогу на красный, ведь водители, кажется, это едва ли не поощряют. Что говорить – недели в Стокгольме хватило для того, чтобы затем в одном из белорусских магазинов случайно выпалить при входе шведское приветственное «Хэй-хэй!»
Медиа: почему СМИ принципиально важны для шведов
Огромные ньюсрумы с множеством книг и газет, доски с текущим планированием и зоны отдыха с тарелками фруктов – заблудиться в шведских редакциях несложно. Качественной работе журналиста способствует национальное законодательство: скажем, любой швед может оперативно ознакомиться с внутренней документацией госорганизации, причем без объяснения причин такого интереса. В стране принято доверять СМИ, и жители Швеции действительно много читают: ежедневно около 70 % граждан могут знакомиться со 172 газетами, среди которых нет ни одной государственной (госорганы распространяют важную информацию через систему электронного правительства и более того – поддерживают дотациями коммерческие медиа). Утренняя пресса должна быть доставлена к 6-и утра: это принципиально, ведь на знакомство с газетой у многих шведов есть всего 15-30 минут за завтраком. Вечерняя, несмотря на свое название, также выходит в свет в 1-й половине дня, однако распространяется не по подписке, а в розницу – через пункты продаж.
Что касается присутствия прессы в интернете, то общенациональная газета Dagens Nyheter, редакцию которой мы посетили, уже сейчас предлагает платный доступ к отличному от газетного контенту для специальных приложений к мобильным устройствам. А вот в региональной газете города Уппсала проблему монетизации интернет-контента пока не решили. Но, будучи уверенными в эффективности цифровых решений, основали медиадом, запустив под крышей газеты телеканал и радиостанцию.
Колоссальным доверием в Швеции пользуются общественные телевидение и радио, которые финансируются за счет самих граждан. По законодательству, шведы обязаны платить около 2000 шведских крон ежегодно (примерно 230 евро) за возможность не зависеть от дурного вкуса отдельных групп телеаудитории и смотреть телеканалы без рекламы – получается, своеобразная форма налога. Несмотря на то, что государство не вмешивается в редакционную политику телерадиоорганизвций, парламент периодически указывает объемы тематических ниш: определяет, например, сколько в эфире должно быть программ о культуре либо о спорте.
Невзирая на существенные отличия в материально-технической базе редакций и в масштабе их коллективов (в региональной шведской газете, к примеру, работают, около 90 творческих сотрудников), концептуально мы ищем с коллегами ответы на одни и те же вопросы, связанные с будущим медиа и их ролью в обществе. Как оказалось, сегодня они настолько сложны, что стратегии хотя бы на ближайшие десять лет нет и за Балтийским морем.
Андрей КАРЕЛИН, cтуденческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”