« Не поступишь на бюджет – не будешь учиться вообще», – сказала мама, когда я штурмовала приемку журфака. Многим знакомо: обучению на платном родители не обрадуются, а баллы оставляют желать лучшего. Как получить заветное бюджетное место? И тут в приемной комиссии вам предлагают договор на целевое обучение…
Предлагают, кстати говоря, иногородним. Потому что целевое распределение – это распределение по областным и районным СМИ, которые сами запрашивают у факультета места на подготовку специалистов. На первый взгляд этакая палочка-выручалочка: вы подписываете договор с изданием и вне зависимости от набранных баллов зачисляетесь на бюджетное отделение. А там, пока пять лет пройдет, многое может произойти. Редакцию, например, закроют. Или новый закон издадут, который целевое обучение отменит. Только все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Внимательно читайте условия договора
Вспоминается реклама похожего содержания. Если вы поддались на уговоры в приемной комиссии, постарайтесь хотя бы вникнуть в суть дела.
Пункт первый. Как и все бюджетники, вы будете отрабатывать. Вроде бы все логично, не правда ли? Только учтите, что ваше распределение продлится в течение пяти (!) лет, а не двух, как это происходит обычно. Можно сказать, что вы подписываете распорядок ближайшего десятка лет своей жизни. Пять лет учебы (а отучиться придется до конца, иначе выплатите «неустойку»), а потом – пять лет работы на издание, с которым вы заключили контракт.
Пункт второй. Если вам кажется, что во время учебы вы успеете насладиться практикой на ОНТ, «Беларусь-1» и иже с ними – перечитайте договор еще раз. Вполне возможно, что редакция прописала обязательное прохождение практики именно у них. Такое редко, но все же случается.
Пункт третий. Вам вряд ли придется выбирать между формами обучения. Это значит, что если в контракте прописано «обязан пройти обучение на дневном бюджетном отделении», значит, так оно и есть. И никакой заочки!
Пункт последний, чуть более позитивный. Целевой договор может обеспечить вас общежитием. На случай, если других льгот для заселения у вас нет, попросите редактора прописать этот пункт в контракте.
«А я не хочу, не хочу… в районку»
Итак, вы все-таки подписали злосчастный/счастливый (нужное подчеркнуть) договор, получили место в университете – учебное, в редакции – потенциальное рабочее, койко-место – в общежитии. Вы уже распланировали всю свою практику на ближайшие пять лет обучения (ведь первую пройдете по специальности, а потом и на экран можно, почему бы и нет?). Осталось только одно «но»: в итоге вы все равно вернетесь в районку. И если первые года два вас это волновать не будет, то оставшиеся три – наверняка. Пока ваши одногруппники будут искать себе приличное место работы с вариантом последующего распределения туда же, вы будете озадачены вариантами свободного диплома для вас лично. Есть ли они?
Вариант первый, финансово-состоятельный. Это если вдруг за время обучения вы поймете, что готовы заплатить энное количество миллионов белорусских рублей университету за свободу от целевого направления. Стоит учесть и тот факт, что перерасчет долга государству за обучение значительно превысит сумму за год, умноженную на пять.
Вариант второй, максимально утопический – редакция закрывается. Свободный диплом вы получите вряд ли: как бюджетнику, вам подыщут место распределения. Вполне возможно, что редакция сама расторгнет с вами договор либо вы уйдете в декретный отпуск (он, кстати, засчитывается в стаж).
Есть и еще один выход для тех, кто готов искать и не сдаваться. Вас может «забрать» другая редакция. Правда, если целевое направление у вас в печатное издание, на радио не убежите. Есть у этого варианта и другой подводный камень: далеко не каждый редактор согласится пройти через все круги «освобождения» (то есть и университет, и редакция, с которой вы связаны договором, и Министерство информации). А значит, вы должны быть слишком нужны этой газете, чтобы оказаться там, а не в райцентре.
Целевое: хорошо или плохо?
Кто-то воспринимает целевое обучение как форму рабства и ищет пути освобождения, кто-то, наоборот, рад и доволен тем, что у него есть гарантированное рабочее место. Но о том, что у них есть такой договор в личном деле, говорить почему-то никто не хочет. И от комментариев отказываются.
Причина такого смущения кроется далеко не в скромности. Вакансии на студенческой скамье для целевиков не возникают ниоткуда: их выделяют из общего количества бюджетных мест, которые приходятся на специальность. Так, например, в 2010 г. на 30 «печатных» мест приходилось 13 целевых, а в 2012 – 25 против семи. Это значит, что шанс поступить на бюджет собственными силами снижается на 30-40%. Легко представить, как относятся к целевикам остальные абитуриенты и их родители. Срабатывает и стереотипное мышление: если ты на контракте, значит, ума поступить самому не хватило. Ведь никто не будет разбираться в причинах вашего решения, верно? И разрушить это клише могут только сами ребята. Если захотят.
Анастасия БОНДАРЕНКО, студенческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”