В последнее время все чаще можно слышать о нарастании противостояния сетевого ритейла и мелкой розничной торговли. Конфликт с уровня бизнеса и общественных организаций уже вышел на уровень Премьер-министра, Совета Безопасности и даже Президента Беларуси, которого об этом спрашивал журналист на пресс-конференции.
Мне эта тема близка по годам работы в Москве. Наша логистическая и оптовая компания обслуживала ряд поставщиков известных московских сетевых продовольственных магазинов. Не собираюсь свой материал писать с позиции обеспечения национальной безопасности в экономической или продовольственной сфере, сыпать экономическими терминами, выкладками и диаграммами. Думаю, что наиболее правильным подходом будет взглянуть на конкуренцию с позиции рядового покупателя. Тем более что вся история развития общества была связана с противостоянием старого и нового. Сегодня мелкие магазины против сетевых ритейлеров, а завтра сети — против интернет-торговли. Резонно. Но нужно ли будет в связи с этим запрещать торговать в интернете? Или право выбора все же оставят нам?
Сетевой ритейл создавался для бедных
Для начала мы не сможем обойтись без общих понятий. Итак, ритейл — это розничная торговля оптовыми масштабами, а значит через сети магазинов. Дословный перевод английского retail – розница. Стремительное развитие ритейла началось в первой половине ХХ века, когда исчез барьер между потребителем и товаром. До этого вся мировая торговля велась исключительно «через прилавок». Появление самообслуживания датируют 1929 годом и связывают его с американской Великой депрессией. Тогда коммерсанты Цинциннати, чтобы снизить цены на продукты для бедных слоев населения, решили максимально уменьшить расходы на организацию самой торговли. Товар был заранее упакован и выложен на полки, а штат продавцов сократили, оставив лишь одного-двух на выходе из магазина.
Крупнейшей в Америке и влиятельнейшей в мире сетью гипермаркетов до сих пор является Wal-Mart. Компания с момента своего основания придерживается стратегии низких цен. Стратегии, благодаря которой она может предлагать продукты дешевле, чем остальные конкуренты. Можно сказать, что Wal-Mart четко понимает мудрость: «Чем больше посредников, тем больше воды в вине» и потому только напрямую работает с производителями товаров. Так действует большинство сетей мира.
Если говорить о России, то крупнейшими продуктовыми сетями там являются компании: X5 Retail, которой принадлежат «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», Auchan, Metro, «Копеечка», «Лента» и «Седьмой континент».
В Беларуси масштаб не тот, но к сетевому ритейлу смело можно причислять «Евроопт», «Гиппо», «Рублевский», «Корона», «Вестер», ProStore и ряд других. Важной особенностью является то, что у нас нет ни одной иностранной розничной сети. Ни Auchan, ни Walmart, ни Metro Cash & Carry или Carrefour в Беларуси не прописались. И даже если в составе учредителей какой-либо национальной сети присутствуют физические или юридические иностранные лица, любая сеть — это белорусское предприятие, зарегистрированное в Беларуси и здесь же уплачивающее налоги.
Неизбежный ход истории
Ни в одной сфере бизнеса ситуация не меняется так быстро, как в торговле. Новые товары и предпочтения покупателей, конкурентная борьба и увеличение платежеспособности людей требуют все новых и новых форм работы с покупателями. Отдельным мелким магазинам не под силу справиться с рынком и желанием людей иметь в одном месте доступный, качественный, многообразный и недорогой товар. Оттого в мире, в России и в Беларуси набирает обороты сетевой ритейл, представленный крупными торговыми компаниями. В таких компаниях централизованно осуществляются переговоры с поставщиками и разрабатывается логистика доставки, хранения и комплектации, а также определяется наиболее удобный формат торговых точек. По сведениям РБК, на сегодняшний день в России работают более 140 продуктовых сетей различных форматов. Доля сетевого ритейла продовольственных товаров составляет около 50% от всего объема розничной торговли. Для сравнения: в Европе данный показатель равен порядка 70–80% на Украине – 60%. Товарооборот 10 крупнейших торговых сетей Беларуси в продовольственной группе товаров не превышает 26% от общего товарооборота. Общемировой порог по антимонопольному регулированию для одного оператора составляет 30%, в то время как вся сумма первых 10 сетей в Беларуси не достигает и 26%.
Почему же на фоне этих цифр разгораются такие страсти? Причины конфликта те же, что и в последней трети XVI века в Великобритании, когда промышленная революция ознаменовала переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В результате тысячи людей потеряли работу, но покупатель получил качественный и дешевый товар, произошел переход от аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого Великобритания стала самой передовой индустриальной державой. Может, слишком официозно, но суть в неизбежности экономических процессов, в результате которых так или иначе выигрывает гражданин. Оттого старания кого-то по закрытию сетевого ритейла в Беларуси только приостановят его развитие, но не спасут отходящую в историю постсоветскую торговлю. А вот в определенном финансовом контроле со стороны государства, законодательном урегулировании отношений с отечественными поставщиками сети нуждаются. Но об этих особенностях позже.
В Беларуси мало магазинов
В развитых странах мира на 1.000 человек населения приходится 1.000 квадратных метров торговых площадей! В Беларуси этот показатель один из низких в СНГ и составляет 350 метров на 1.000 жителей. Министерством торговли ставится задача довести эту цифру хотя бы до 600 квадратных метров. Естественно, что не за счет ларьков, но в ряде регионов этот показатель удалось улучшить. У нас все чаше стали открываться крупные супермаркеты, где товар стал доступнее, дешевле, разнообразнее и порой качественнее. Более того — это тысячи рабочих мест со средней зарплатой пять миллионов и прозрачным социальным пакетом. Давайте вместе разберем те преимущества, которые я упомянул.
Дешевле
В 2003 году американская сеть Wal-Mart имела доход в размере 256,33 млрд. долларов и прибыль 9,05 млрд. долларов. При этом прибыль составила только 3,5% от дохода, в то время как у 100 крупнейших сетей мира в 2003 г. прибыль была 7,6% от дохода. Не сетевые магазины не могут существовать без прибыли 20 — 25%, а в странах СНГ многие не ведут бизнес, пока их торговая надбавка не составит от 200 до 300% от цены поставщика. А общая ожидаемая прибыль должна быть не меньше 50 — 60%. Небольшая (по отношению к доходу) прибыль показывает, что в Wal-Mart принята невысокая торговая наценка. Не надо уповать, что какой-то капиталист от широты души решит себя обделить. Низкое ценообразование в крупных торговых сетях складывается из целого ряда показателей. Во-первых, само государство жестко следит за этим. Это несложно в связи с тем, что во всех магазинах сетей единая открытая ценовая политика, у них электронный документооборот и единые распределительные центры. Во-вторых, сети берут товар крупным оптом, что позволяет максимально сбивать цену у производителя. Логистические услуги для сетей обходятся почти на 50% дешевле, нежели для мелкого магазина. Это базируется на высокотехнологичной логистике, крупных объемах хранения, автоматизированных РЦ, централизованных доставках по магазинам и контролем в ходе всей товаропроводящей цепи. В-третьих, в сетях на одного покупателя приходится значительно меньше затрат, нежели в маленьком магазине. В-четвертых, сети всегда заинтересованы в больших оборотах и ради этого готовы снижать цену товара до уровня себестоимости, балансируя экономикой за счет сотен и сотен других номенклатур.
Качественнее
Традиционно сети свои взаимоотношения с поставщиками строят таким образом, что невыкупленный или залежалый товар отправляется производителю и сеть никак не заинтересована сбыть чужой просроченный продукт. Сетевой ритейл дорожит репутацией и, имея многомиллионные обороты, не выставит на полки «паленое» спиртное, испорченный или контрафактный товар. Сети не рискуют ради копеек. С другой стороны, не стоит думать, что в сети можно купить что-то очень брэндовое и изначально дорогое чуть ли не задаром. Как правило, сеть ищет поставщиков с самым дешевым товаром в данном сегменте. Но для сравнения: ламинат в ларьках на строительном рынке в Уручье (Минск) стоит на 20 — 30% дороже, нежели точно такой же в сети магазинов «Палас». Ценообразование понятно, только не хочется его покрывать из своего кармана для предпринимателей с рынка.
Разнообразнее
Самое дорогое – наше время, да и время на шоппинг хочется проводить с комфортом. Поэтому все чаще белорусы хотят в одном теплом и уютном месте все видеть, трогать, примерять и покупать. А посему основной задачей для себя любой супермаркет видит в многообразии товаров, сосредоточенных большими объемами на одном пространстве. Сети не действуют по наитию, а используют накопленный десятилетиями опыт, различные торговые, маркетинговые стратегии и успешно их применяют. В их основе одно: если в супермаркет зашел покупатель, то он должен найти там не только то, что ему надо, но и то, о чем он еще и не подозревает. Исполнение этой задачи достигается только за счет разнообразия товаров. Надо признать, что там нет «души» и никто вам не расскажет особенности того или иного товара или производителя. Но там для работающей семьи можно за половину субботы закрыть вопросы по товарам первой необходимости на всю неделю.
По жизни
В небольшом областном магазинчике наблюдал, как пожилая женщина хотела внуку купить сладкой воды. Названий и цен она не видела, так как перед ней был огромный прилавок, за ним — тех же габаритов продавщица и только за ее спиной на полках стояла в тени вода. После третьей просьбы показать очередную пластиковую бутылку женщина нарвалась на грубость «царицы прилавка». Да что районы, у нас в Минске хватает еще магазинов, где надо упросить показать товар, затем его взвесить, отстоять очередь в кассу (не забыв номер отдела и цену на все взвешенное), а потом с чеком получить товар у продавца. В этой неудобной схеме задействованы еще и два сотрудника магазина. А если прибавить, что в магазинчике в 50 квадратных метров, кроме продавщиц, есть грузчик, бухгалтер, товаровед, директор и еще с пяток работников, то почему покупатель должен заботиться о том, чтобы их не уволили в ходе создания большого супермаркета? Нам, конечно, многих жаль, но это не значит, что мы должны кормить лишних продавцов да еще и в ущерб своему комфорту.
В субботу с женой закупались в супермаркете «Гиппо». Прекрасный выбор, удобная выкладка, быстро и относительно недорого. Моя теща как самый беспристрастный эксперт с радостью сообщила о вменяемых ценах и огромном разнообразии товара в открывшемся в Бресте гипермаркете «Евроопт». Моим родителям полюбился «Рублевский». Хотя и утверждают, что он становится все грязнее.
Гипермаркет для пенсионеров
Надо признать, что пенсионерам действительно не сильно нужны крупные гипермаркеты ради покупки пакета молока и 200 граммов колбасы. Для них важны шаговая доступность, низкая цена и качество. Я бы еще добавил камерность. В больших магазинах они теряются или ходят, как на экскурсии. Но как этого добиться в маленьком магазинчике, где доставка 100 килограммов картофеля может обойтись дороже самого картофеля? А больше магазин не продаст, хранить остатки негде…
В свое время правительство Москвы реализовало социальную программу по созданию в центре города сети продуктовых магазинчиков шаговой доступности. Для их владельцев была меньшая аренда, для их поставщиков предоставлялся пакет льгот, овощи туда привозились оптовиком по фиксированной цене и в рамках заранее оплаченного городского заказа, по социальной карте москвича покупатели получали значительные скидки. Еще департамент продовольственных ресурсов Москвы обязал все крупные плодоовощные и бакалейные базы проводить выездные ярмарки выходного дня, направленные на обслуживание пенсионеров. Цена там фиксировалась префектурами и управами. Во имя низкой стоимости, места и торговый инвентарь предоставлялся городом бесплатно. Лично наша компания благодаря участию в целом ряде социальных программ Москвы получала льготные кредиты на развитие от правительства. Вот вам и дикий капитализм Москвы. Такой государственный подход, уверен, требует изучения, хотя многое из этого делается и у нас.
Как выдержать конкуренцию
Постепенно я пришел к тому конфликту, с которого начал материал. Да, сетевой ритейл удобнее и качественнее, но он поглощает мелкий розничный бизнес и выживает его с рынка. Тысячи людей остаются без работы и заработка. При том, что они хотят высокого заработка из-за маленьких оборотов. Процесс этот неотвратим, но требует контроля. Заинтересованность в этом должны проявить обе стороны – государство и мелкая торговля. Действия власти могут быть разнообразными, но ни в коем случае не запретительными. В конечном итоге это развращает тех, ради кого прикрывают других. Подобное произошло в России, когда были подняты ввозные пошлины на иномарки. «Жигули» стали дороже, но не лучше, а хуже. Еще Пифагор изрек: «Законодатель! Не пиши законов торговле: она не терпит оных, подобно океану, носящему корабли ее».
В Германии до 80% оборота торговли взяли на себя сети. Да, пропали банальные магазинчики-перекупщики, которые предлагают стандартную буханку хлеба или палку колбасы дороже, чем в супермаркете, в угоду своей прибыли. Но появился уникальный класс магазинчиков, бакалей, пекарен, мясных и рыбных лавчонок, которые стали неотъемлемой частью жизни улицы, района и города. Там знают каждого покупателя и его предпочтения, там товар особого качества, там сами стряпают всякие вкусности, делают колбасу, коптят кур, пекут пироги и выдают их на прилавок к открытию. Там обслуживание особого уровня, там достанут все, что вам надо, там работают ваши товарищи, там часть души этого района или двора. Именно так формировался класс бюргеров и ремесленников, который сейчас весьма успешно процветает на фоне гигантов мировой торговли, осевших во всей Европе. Хорошие примеры есть и у нас в Минске. Это фирменные мясные лавки, магазинчики от конкретного производителя рыбы, птицы или яиц, магазины с уникальным выбором товара строго в определенном сегменте. Места, где вы чувствуете, что вам рады и ждут. Вообще, конкурентоспособность – это искусство продавать подобное лучше подобных, а самая банальная добропорядочность и отзывчивость не обесценятся ни при каких экономических катаклизмах и никакой сетевой ритейл или интернет-торговля не уничтожат ни один душевный магазинчик.
А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу? Как обстоят дела в тех городах, регионах и странах, где вы живет? Пишите. Нам всем это очень интересно.