Эту заметку в редакцию принес один из поклонников творчества Высоцкого, с которым нас связывают дружеские отношения, основанные на любви к творчеству великого поэта и артиста.
«Слышали, у нас в Беларуси памятник Владимиру Семеновичу поставили? Ваши коллеги из одной свободной газеты уже написали об этом событии, — сообщил гость и протянул полоску. – Коротенькое сообщение. Всего три предложения. И в каждом — или неточность, или неприятие Высоцкого. За что они так?».
Привожу дословно эти три предложения. «У Навагрудку ўсталявалі помнік спеваку Уладзіміру Высоцкаму, які мае беларускія карані. У 1969 Высоцкі наведваў горад, калі здымаўся у фільме «Сыны ідуць у бой». Хаця мясцовыя кажуць, што лепш паставілі б помнік Мулявіну».
Высоцкий, как бы кто к нему ни относился, не просто «спявак». Он еще и поэт, и актер. И, конечно же, “спявак”. Причем великий! По опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, Владимир Высоцкий – главный русский кумир (31 процент), обошел его только Юрий Гагарин (35 процентов). Были опрошены 1,6 тыс. человек в более чем ста городах и весях России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента. Вот вам и спявак! Оказал влияние на умы нескольких поколений!
Теперь о замечательном фильме Виктора Турова «Сыновья уходят в бой». Увы, Владимир Семенович не снимался в этой картине, хотя и написал для нее четыре песни (одна, «Темнота», не вошла). Разницу улавливаете?
Ну а больше всего резануло собеседника, как, впрочем, и меня, вот эта наивно-циничная ссылка на мнение народа – якобы местные посчитали, что лучше бы поставить памятник другому Владимиру — Мулявину. Ну зачем, спрашивается, противопоставлять двух достойнейших людей? Они оба – личности масштабные, одаренные талантом свыше. И оба внесли такой вклад в мировую культуру, что многим нынешним даже и не снилось.
И вообще, к чему по такому приятному и торжественному случаю, как открытие памятника, этот заподлянский журналистский ход – ссылка на некие местные авторитеты? Вы что, коллега, опрос проводили? Я уверена, что есть в Новогрудке как те, кто является давним поклонником поэта, так и те, кому ничего не говорит ни фамилия Высоцкого, ни Мулявина… Народ ныне – это богатая палитра вкусов и интересов.
А Новогрудок – город, в который, как в Мадонну Рафаэля, многие влюбляются с первого взгляда. Пейзажи – словно «срисованы» из рекламных буклетов про красоты Швейцарии. И я пребываю в радости от того, что в одном из обворожительных уголков Беларуси стоит памятник величайшему человеку эпохи.
А нам, пишущей братии, надо постараться быть более объективными в своих суждениях. И более добрыми, потому что «добро остается добром — в прошлом, будущем и настоящем!»