Посторонитесь, Саудовская Аравия и Россия. США к 2020 году станут ведущим в мире производителем нефти, чистым экспортером нефти примерно к 2030 году и достигнут почти полной энергетической самодостаточности к 2035 году, – пишут американские СМИ, ссылаясь на новый доклад Международного энергетического агентства (МЭА).
Смелый прогноз для страны, которая в настоящее время импортирует около 20% потребляемой энергии. Надежды связаны с явлением, которые СМИ окрестили «сланцевой революцией»: рост цен на энергоносители и некоторые технологические усовершенствования сделали рентабельной добычу газа и нефти из сланцевых залежей.
В последние годы действительно наблюдается резкий рост добычи сланцевого газа в США: если в период с 2000 по 2006 год темпы прироста составляли около 17% в год, то в 2006-2010 годах – почти 50%. В результате доля сланцевого газа в общей добыче природного газа в США выросла с 1% до 20%, а цена на природный газ в Штатах снизилась почти в 2 раза.
При этом по текущим оценкам Министерства энергетики США в перспективе до 2030-2035 годов использование «нетрадиционного газа» сможет покрывать лишь до 8% энергетических потребностей страны. Менее 20% электроэнергии в США генерируется с использованием природного газа.
Ажиотаж же вокруг сланцевой темы в США можно объяснить несколькими причинами.
Сланцевый газ в районах его добычи позволил существенно удешевить генерацию электроэнергии (себестоимость 1 киловатт-часа составляет 4,1 цента) – это дает ощутимые выгоды производителям и стимулирует создание новых рабочих мест, что весьма важно в условиях затяжной стагнации американской экономики;
Нефтегазовые компании пропагандируют сланцевый газ как дешевую альтернативу возобновляемым источникам энергии и как свой вклад в борьбу с выбросами углекислого газа (сланцевый газ в энергобалансе замещает уголь, что снижает количество выбросов);
Сланцевый газ позволил США полностью ликвидировать зависимость от поставок сжиженного газа с Ближнего Востока, высвободив этот ресурс для стран ЕС и Дальнего Востока, что ослабляет мировые позиции России и Ирана.
Но сланцевый бум стал возможным, не в последнюю очередь, благодаря налоговым льготам, предоставленным республиканской администрацией добывающим компаниям – поэтому внимание СМИ к теме привлекается в целях пиара для сохранения этих льгот. Без продления льгот на сланцевых проектах можно смело ставить большой жирный крест.
Пиар сейчас крайне необходим, потому что сланцевый бум застал общественное мнение в США практически врасплох: вначале были получены впечатляющие экономические результаты – и только затем началось обсуждение возможных экологических последствий.
Тем не менее, с каждым годом число противников применяемых технологий добычи сланцевых энергоносителей в США увеличивается. В четырех штатах (Вайоминг, Вермонт, Нью-Йорк, Пенсильвания) введены запреты (либо моратории) на добычу сланцевого газа. Федеральному Агентству по охране окружающей среды (EPA) поручено провести детальное исследование о влиянии добычи сланцевого газа на экологическую ситуацию: промежуточный доклад должен быть обнародован в 2012 году, итоговый – в 2014-м. От его выводов будет во многом зависеть судьба сланцевой отрасли не только в США, но и в других странах мира.
Кстати, стоит отметить, что оптимистичные оценки о наличии существенных запасов сланцевого газа в разных регионах мира, обнародованные в апреле 2011 года Управлением энергетической информации США, базируются на методе аналогии: исходили из того, что в недрах стран, геологическая структура которых схожа с американскими, могут находиться эквивалентные объемы сланцевого газа.
Нынешний доклад Международного энергетического агентства о сногсшибательных сланцевых перспективах весьма смахивает на попытку давления энергетических лоббистов на новую демократическую администрацию в пользу сохранения льгот для сланцевой отрасли в США и отмены моратория на расширение добычи.