Конец августа – горячая пора для всех общежитий: отдохнувшие и не очень за лето студенты заселяются в уютные и недорогие по нынешним меркам комнаты сроком ровно на учебный год. Правда, пока «избранные» привыкают к жилищным условиям общаги, другие снимают квартиру… И абсолютно не представляют, как за нее платить.
В списке счастливых «общажников» чаще всего оказываются студенты из Гомеля и Гомельской области – обладатели удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, «чернобыльцы» получают жилплощадь вне очереди. За ними в первых рядах свое койко-место обычно занимают учащиеся из многодетных и неполных семей, здесь же значится и студенческий актив. Последнему, правда, получить студенческое жилье уже затруднительно: слишком много в списке желающих, стоящих на пункт выше. Что уж говорить о тех, кто не подпадает под вышеперечисленные критерии. Вне зависимости от того, имеются ли у вас лишние деньги на съем квартиры или нет, отсутствие льгот оставит вас без пропуска в Студгородок.
Вечные скитания
Некоторым везет чуть больше, чем не везет совсем: их за особые заслуги заселяют в середине года. Однако студентка третьего курса Любовь КАСПЕРОВИЧ особой удачей такое полузаселение не считает. «За два года учебы в университете я уже семь раз меняла свое место жительства. Съемная квартира сменялась общежитием, а общежитие опять же съемной квартирой», – рассказывает она. Почему девушке не живется на одном месте? К большому «счастью» Любы, у нее нет никаких льгот. «Под первоочередное заселение в общежитие я никак не подпадаю. Именно поэтому еще в самом начале учебы решила, что быть старостой группы и сдавать сессию на «отлично» – единственно возможный вариант получить место в общаге. Как оказалось, и он меня не спасает. Вот уже на протяжении четырех семестров средний балл моей зачетки не опускается ниже 9. Тем не менее, в общежитие меня заселили всего лишь однажды. На полгода. За пределы МКАДа. Вот и теперь я в поиске нового временного пристанища».
На аренду квартиры Люба, конечно же, может заработать. Однако смысла в этом не видит: «Все, что мне нужно от жилья,– переночевать. В дневное время, где бы я ни жила, я там редко показываюсь. Получается, что в год мне нужно отдать около 1000 у.е. лишь за то, чтобы где-нибудь провести ночь. С общежитием в этом смысле проще. Тем более к условиям я не привередлива. А на сэкономленные деньги с удовольствием бы приобрела хорошую зеркальную камеру или подтянула бы свой немецкий».
Вот и приходится ей скитаться по всему Минску. С одной стороны, конечно, весело: постоянная смена обстановки, знакомства с новыми людьми. «Но таскать кучу вещей за собой, честно сказать, надоело», – жалуется девушка.
Кто последний в очереди?
Заселить в общежитие непросто не только всех желающих, но и всех льготников. Мест, которые выделяют в Студгородке на факультет, попросту не хватает.
Поэтому список нуждающихся гораздо длиннее списка студентов, получивших заветные ключи от комнат.
Ситуацию комментирует Елена Александровна СМИРНОВА, секретарь по жилищно-бытовым вопросам обучающихся Института журналистики:
– Всех студентов, которые имеют право на заселение вне очереди и в первую очередь, мы заселяем. Как правило, они занимают 99 % от выделенных для факультета мест. В прошлом году была ситуация, когда и для этих категорий желающих выделенных мест не хватило, пришлось, не дожидаясь сентября, открывать «резервные» места, просить дополнительные. В этом году такая ситуация тоже возникла, не хватало мест для заселения студенческого актива по пункту 2.5. Но разместить удалось всех. Т.е. к началу учебы у нас обычно заселены студенты, имеющие льготы, и есть возможность, по мере освобождения мест, заселять студентов из общей очереди, а это и студенты-отличники, и студенты, имеющие успехи в научной, спортивной, культурно-массовой работе, и студенты из неполных семей (в результате развода).
Откуда могут появиться места в сентябре? Кто-то из студентов отказался от проживания в общежитии, кто-то был отчислен, кто-то потерял право на первоочередное заселение. Прогнозировать, какое количество мест освободится, очень сложно, поэтому, конечно, приходится лавировать между надеждой и ожиданием. Но, даже не имея социальных льгот, студент может получить место в общежитии, например, работая в строительном отряде.
В этом учебном году удалось заселить несколько студентов 1 курса, у которых были льготы и по п. 3.4 (родители-инвалиды 3 группы), и по п. 3.5 (из неполных семей в результате развода родителей), потому что для студентов 1 курса предусмотрено определенное количество мест (не менее 25 % от общего числа мест, выделенных для белорусских студентов). В итоге этих мест хватило даже для заселения студентов из общей очереди. Но в последние годы это скорее исключение.
С открытием нового общежития в студенческой деревне, с окончанием ремонта в общежитии № 3, думаю, что проблема будет максимально решена.
Среди студентов, которых все же заселяют в общежитие, есть как те, для кого из-за финансового вопроса это жилье – единственно приемлемое, так и те, кто не скрывает – снять квартиру для них не проблема. Вот только пока материальное положение не значится в списке критериев на заселение. А значит, многие студенты все так же будут перевозить чемоданы с места на место в надежде на более дешевое жилье.
Анастасия БОНДАРЕНКО, студенческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”