Огоньку не найдется!

Блоги

Австралия с декабря вводит самый жесткий в мире антитабачный закон. Международные табачные компании попытались в Верховном суде его оспорить, однако здешняя Фемида не усмотрела никаких нарушений и отказалась удовлетворить эти иски. И теперь в стране кенгуру вы не увидите ни одной сигареты в брендовой пачке. Все они будут продаваться в коробках зелено-оливкового цвета.

Подобные меры могут быть введены и в других странах. Великобритания, Индия, Канада, Новая Зеландия и Норвегия уже объявили о своем желании последовать за Австралией и запретить продажу табака в брендовых пачках.

В России и Беларуси тоже подошли к принятию жестких антитабачных законодательных мер. И это очень своевременно. Правильно и здраво. Только вот западный опыт нужно использовать с умом и с учетом того, что народ наш очень не любит, когда его начинают запугивать…

Дело вот в чем. В «австралийском варианте» меня смутил такой креатив: на «безликих» пачках будут изображены фотографии и картинки, которые демонстрируют вред, наносимый курением человеческому организму. По телевизору показали образцы новой продукции – мрак средневековья! Подобные штуки я бы не рекомендовала нашим творческим умам как эффективный метод борьбы с курильщиками. Жуткие картинки не предназначены для просмотра детям и людям со слабой психикой. Интересно, зачем вообще они нужны на пачках сигарет и что они могут вызвать, кроме обострения у «буйнопомешанных»?!

Кстати, именно так воспринимается иногда социальная реклама, которая, по замыслу авторов, должна вызвать резкое отторжение от пагубной привычки. А получается как в той пословице – старались, как на свадьбе, а получилось, как на похоронах. От подобной «физиологичности» и мерзких метафор можно только содрогнуться. Ощущение, что каждый принт дизайнер делал «под себя» — чего боится, то и рисовал.

Вспомните, как все начиналось! Как долгие годы нас подсаживали на курение! Какие красивые пейзажи и портреты предлагали: ковбои, кони, горы, мускулы, невероятной красоты женщины и, конечно же, пачка сигарет. А что теперь? Жалкие потуги, чтобы стереть эти образы из памяти! Разлагающиеся легкие – против загорелого мачо, сидящего на коне?

Одного не пойму: креативщики, предлагающие антирекламу-страшилку, или сами идиоты или нас за идиотов считают?!

Да, я за наглядную агитацию и пропаганду здорового образа жизни. Но она должна вызывать нормальные ассоциации не только у патологоанатомов, но и у далеких от медицины людей. А устрашающий фактор – для кого? Для особо внушаемых? Тех, кто при виде на экране Кашпировского когда-то впадал в транс? При помощи таких нехитрых методов можно и с другими пороками общества бороться. Скажем, с супружеской неверностью. Показал «расчлененку и море крови», а внизу подписал: «Так поступила гражданка Сидорова с неверным мужем. Не изменяйте своим женам!». Вот уж действительно: как страшен мир для тех, кто страшен!

На одном из форумов один из его посетителей точно подметил: «Конечно, курение вредно. Но зачем внушать людям страх, будто бы ты умрёшь в 35 лет от рака лёгких, или показывать жутких бомжей с помойки и говорить, что мы, надежда нации, станем такими же, если будем курить? Да вы не понимаете, что тем самым просто принуждаете народ курить. Из-за элементарного духа противоречия. Я сам некурящий, но когда вижу, как в Евросоюзе, а теперь и у нас в стране, борются с курильщиками, то мне хочется нарочно начать курить, назло».

Трудно бороться и с курением подростков, молодых людей. Парадоксальность стратегии подобной «шоковой терапии» в том, что чем больше ты драматизируешь ужас курения, тем больше деткам хочется попробовать. Только сделав осознанный выбор, человек будет уверен в его правильности.

Несколько лет назад на многих американских каналах крутили такой ролик: родитель провожает ребенка в школу, а за кадром звучит голос, что-то вроде: «Не забудьте напомнить ему, чтобы не курил в школе». Можете представить, как дети реагируют на ежедневное занудство? Такие методы борьбы только создает ауру особенности вокруг этой банальной и тупой химической зависимости.

Австралийская метода напомнила детский черный юморок. Рассказываешь ужастик, а потом внезапно выкрикиваешь: «Отдай сердце!» Твой друг от неожиданности вскакивает, а потом обиженно говорит: «Да отстань ты от меня со своими тупыми шуточками!» И уходит…

Бороться с курением, как и с алкоголизмом, наркотиками, нужно, используя стратегию и способы, скажем так, созвучные времени. Знаю, что многие курильщики, прочитав книгу Алана Карра, раз и навсегда распрощались с дурацкой привычкой. А кто-то дал обещание маме или любимой девушке забыть о сигарете – и как истинный джентльмен держит слово! Кто-то, увидев талантливо оформленный рекламный принт против табакозависимости, задумался о своем пристрастии.

Ну а мы, журналисты, тоже могли бы присоединиться к антитабачной кампании, используя свой арсенал средств. Для начала предлагаю найти ответ на простые вопросы: кто-нибудь знает хоть одного топ-менеджера сигаретной фабрики, который сам бы курил? И вообще интересно, многие ли из них курят? Мне почему-то кажется, что эти респектабельные ребята по утрам ходят в бассейн, а вечером спешат в тренажерный зал…



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *