Заместитель председателя Национальной государственной телерадиокомпании Марат Марков рассказал о новых проектах осеннего телесезона на главном канале страны, а также о том, как заработать на телевидении и кто имеет шанс попасть на экран.
— Кто-то из классиков однажды заметил, что в истории есть два величайших изобретения: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них. Какова роль телевидения в сегодняшней жизни? Чем и как сегодня можно удержать зрителя в условиях растущей конкуренции с интернетом?
— Герой фильма «Москва слезам не верит» на заре телевидения тоже предрекал гибель книгам и театру, но они живут и будут жить. Конечно, динамика жизни изменилась, объемы информации растут, нынешняя молодежь больше ориентируется на новые электронные технологии, которые совершенствуются каждый год. И это нормально, вспомните себя в 16-20 лет, когда жизнь воспринимается совершенно по-другому. Порой на телевизор попросту не остается времени. Но это означает только, что подавать информацию через телеэкран нужно максимально интересно, емко, динамично. Разделяя при этом такие понятия, как свобода слова, ответственность, объективность, честность. Безусловно, должна быть критика, но нельзя показывать частный случай как явление.
— По какому принципу отбираются новости на главном телеканале страны?
— Подбор информации зависит от профессионализма людей, которые этим занимаются. Мы не пропускаем важные новости, и в то же время даем в эфир все самое интересное, что произошло в стране и в мире. Очень важно грамотно скомпоновать весь выпуск, подверстать одну новость под другую, чтобы все смотрелось на одном дыхании. Мы говорим максимально просто, на языке людей, которые нас смотрят. Возможно, именно грамотный подбор важнейших и интереснейших новостей в одном выпуске, разнообразие и динамичная подача привлекает к нам зрителя. Нам доверяют. Люди отмечают, что в плане новостей мы самые сильные.
В новом сезоне планируем усилить новостные блоки за счет экономической составляющей. Это будет такая информация, которая интересна и полезна каждому зрителю, поможет ему разобраться в происходящем на рынке, начиная от курсов валюты, тарифов, цен, кредитных и депозитных ставок до полезных советов, рекомендаций. Появившийся в вечерней «Панораме» экономический блок «В курсе» станет ежедневным.
С марта мы активно проводим кастинг ведущих, репортеров, и в новом сезоне увидите и новые лица.
— Что еще в планах?
— Проектов, идей очень много, но не хотелось бы раскрывать всех секретов. Развитие получат программы, над которыми начали работать недавно. Например, в цикле «Журналистское расследование» зритель увидит новые фильмы на острые социальные, исторические и политические темы. В проекте «Знай наших» расскажем не только о современниках, но и о тех, кто прославил Беларусь в разные годы, в том числе известных исторических личностях. Планируем значительно больше внимания уделять специальным репортажам аналитического характера. Сейчас работаем над концепцией нового ток-шоу.
— Появится ли у нас свой спортивный канал?
— Спортивный канал относится к нишевым, и он всегда будет иметь свою аудиторию. Если вы обратили внимание, наш канал «Беларусь 2» сегодня частично заполняет эту нишу. И за счет трансляции футбольных матчей европейского первенства его рейтинги существенно выросли. Через неделю этот канал в буквальном смысле станет олимпийским. На игры в Лондон уже отправилась большая команда Белтелерадиокомпании. Все лучшие моменты Олимпиады и прямые трансляции состязаний будут только у нас. В целом же вопрос создания отдельного спортивного канала многогранен, нужно соизмерять желания и возможности телекомпании. Раскрою секрет: мы первая белорусская телекомпания, которая планирует открыть собственное интернет-телевидение. Работа по его созданию уже началась, сейчас подбираем персонал, прорабатывается концепция нового канала, изучается мировой опыт.
— Как попадают к вам на работу? Есть ли особые требования к претендентам?
— Сразу вспоминается анекдот про идеального мужчину, который не пьет, не курит, не изменяет… и не существует. Также можно сказать и про идеального тележурналиста. Конечно, хотелось бы, чтобы человек, приходящий к нам, сразу обладал набором профессиональных качеств, имел профильное образование, запоминающуюся внешность, грамотную речь и при этом был еще и харизматичен. Но это идеальный вариант, и зачастую важнее оказываются не только профессиональные, но и простые человеческие качества: трудолюбие, упорство, порядочность, взаимовыручка. Вообще, люди приходят к нам разными путями, и журналистское образование желательное, но вовсе не обязательное условие. Ведь спектр телепрограмм довольно широкий, и полезными могут оказаться представители самых разных профессий — юристы, экономисты, историки, есть прекрасные находки из актерской среды. Система отбора у нас отлажена, есть специальные курсы, и мы можем дать шанс любому человеку, если у него есть желание.
— Бытует мнение, что на главном государственном телеканале крутятся огромные деньги и все телевизионщики живут на широкую ногу: одеваются в лучших бутиках, ездят на шикарных иномарках и так далее…
— Это мнение, мягко говоря, не соответствует действительности. Есть хорошее выражение: «Если бы люди говорили только то, что они действительно знают, на Земле было бы удивительно тихо». Как и в любой другой профессии, если человек работает много, он зарабатывает больше. Все зависит от способностей и желания работать. Скажу так: зарплаты у наших журналистов далеко не самые высокие в стране. Но есть такое понятие, как рейтинговые программы, которые приносят компании рекламные деньги, и операторы, журналисты и режиссеры, которые в них участвуют, нашли свою нишу, много и плотно работают, имеют возможность заработать.