Андрей Шишкин: Региональные СМИ выживут в условиях рынка

Статьи

В бурном обсуждении глобальных проблем журналистики далеко не каждого интересует будущее региональных изданий. Если большинство крупных СМИ Беларуси только сейчас начали испытывать «дискомфорт», связанный с развитием Интернета в нашей стране, то кризис районной печати «дебютировал» ещё с тех пор, как читательская аудитория начала «устраиваться» у экранов телевизоров. Конечно, сегодня в каждом регионе обстановка своя, но даже при всем этом многообразии жизни есть главные тренды. Сегодня региональные издания имеют немало проблем: тематика, дизайн, борьба за читателя… Но все эти и другие вопросы необходимо решать — сделать региональную прессу более привлекательной для  современной аудитории. Конечно же, проблемы региональной печати лучше всего обсуждать с региональной печатью, поэтому своим видением ситуации решил поделиться главный редактор рогачевской районной газеты «Свабоднае слова» Шишкин Андрей Геннадьевич.

— Андрей Геннадьевич, на ваш взгляд, «выживут» ли региональные СМИ в условиях рынка?
— Думаю, что «выживут», потому что районные газеты воспринимаются местными жителями как нечто своё, родное, как некое приложение, характерная черта района. Поэтому они пользуются большим доверием среди местного населения, чем областные или республиканские СМИ. Именно поэтому они пользуются большею популярностью и имеют большее влияние. Думаю, что нас рогачевцы будут поддерживать до последнего. В нашем случае районная газета синоним родная газета.

— А вы в перспективе сможете существовать без бюджетного финансирования? Насколько вы самоокупаемы?
— Опыт «Свабоднага слова» показывает, что можно существовать. Мы уже пять лет самоокупаемы. Самоокупаемость составляет 115%. Прибыль пока невелика, скажем так. За прошлый год это порядка 52 миллионов «чистыми», но имея свои деньги, мы можем позволить себе поменять оборудование, сделать ремонт в редакции, улучшить условия работы. Иметь свои деньги – это всегда выгодно, это способствует развитию газеты. Я считаю, что самоокупаемость – это одно из основных качеств. И к ней надо стремиться и от неё не нужно уходить. А быть «попрошайкой» сегодня и невыгодно. Недостаток финансов очень сковывает. Опыт «Свабоднага слова» показывает, что можно прийти к самоокупаемости, как путём увеличения подписки, так и за счет рекламы. К примеру, от рекламы прибыль редакции составила порядка 44 миллионов в месяц. Это очень неплохо.

— Андрей Геннадьевич, чем измеряется успех в Вашем издании?
— Мерило – это тираж. Второе это то, что журналист нашего издания может спокойно пройтись по улицам, и ему не нужно будет прятать взгляд, так как он выполнил свою работу честно. Конечно же, в маленьком городе чувствуется, уважают тебя или нет. Наши журналисты ходят гордо, свободно, с открытым взглядом. Люди их знают, уважают, прислушиваются к их мнению. Для нас это главная оценка успешности и признания.

— Что Вы хотите сделать с изданием, но по каким-то причинам не получается?
— Полиграфическое исполнение у нас еще очень «хромает».  Сейчас мы печатаемся в Жлобине. Там оборудование изношено – примерно 60-х догов производства. Здесь мы очень отстаем: неравномерная печать, черно-белое исполнение. Конечно, по сравнению с «Гомельской правдой» мы очень отстаем. Сегодня это моя основная задача – привести в порядок полиграфическое исполнение: осовременивание макетирование и поиск новой типографии. Вторая проблема заключается в том, что мы не успеваем оперативно реагировать на события, происходящие в районе, так как газета выходит только три раза в неделю.

— Вы ощущаете на себе кризис печатных СМИ, о которых столько говорят? Падение рекламных выручек? Верите ли Вы в институт подписки, или он мертв для окончательно?
— Что касается кризиса печатных СМИ, то здесь уже рассматривается ситуация по сравнению с электронными медиа. В Рогачеве пока только 5 тысяч абонентов высокоскоростного Интернета. У нашего издания также есть сайт, известный как slova.by. У этого сайта посещаемость где-то 400 человек в сутки. То есть конкуренция печатной версии и интернет-издания незначительная. Я думаю, что до всеобщего удешевления Интернета, у печатной версии появятся некоторые проблемы. Но это будет не очень скоро. А кризис рекламы Рогачевщину уже миновал. Сейчас у нас произошло оживление экономической жизни.

— Как разделяется контент, который идет в газету и на сайте? Где больше хотят размещаться рекламодатели?
— Рогачевские рекламодатели «боятся» сайта. Это совершенно незначительная доплата, так как сайт является дополнительным ресурсом. К примеру, даешь рекламное объявление стоимостью в 15 тысяч рублей. Нужно буквально доплатить тысячу рублей, чтобы объявление появилось на сайте. Словом, сегодняшние рекламодатели пользуются этой услугой не особо. Но тем не менее были случаи в нашей практике, когда люди именно через сайт продавали машины, квартиры. То есть это очень перспективный рынок, но пока еще развивающийся очень медленными темпами. Что же касается контента, то он процентов на 90 дублируется. Правда, мы для поисковиков меняем заголовки и стараемся выставить что-то специально для молодежной аудитории, меньше публикуем официальных материалов.

— Используют ли региональные СМИ потенциал мультимедиа на все сто процентов?
— Я думаю, что не используют. И прежде всего из-за приверженности к традициям советской журналистики. Многие журналисты в региональной прессе мыслят советскими категориями. Именно они боятся всего нового, не хотят ничего менять. Именно этот страх изменений тормозит развитие региональной печати, не дает раскрывать потенциал. В большинстве своем это кадровый вопрос. Думаю, что с приходом молодых, прогрессивных специалистов, этот вопрос решится сам собой.

— Как Вы относитесь к «гражданской» журналистике и есть ли такие журналисты в Рогачеве?
— По европейскому законодательству блогеры тоже считаются журналистами. И отвечают они наравне с журналистами. Но не всегда это мощное оружие оказывается в чистоплотных руках. И очень часто в погоне за сенсацией публикуются непроверенные данные. И мы с этим тоже столкнулись. Я считаю, что некий моральный кодекс должен быть у этих людей. Но, что касаемо Рогачева, то у нас людей, которые могли бы влиять на умы, нет. Только распространители слухов либо недостоверной информации. Такое, к сожалению, случается.

— По-вашему, отличается ли журналист регионального издания, от журналиста республиканской прессы?
— Журналист регионального издания по своей природе «универсал». Он пишет на все темы. Притом ему приходится писать очень быстро и много в отличии от журналиста республиканского издания, которые имеют время подумать, тщательно обработать материал. Другое дело мы, солдаты переднего края журналистики, работаем быстро и много. И зачастую качество работы страдает из-за этой спешки.

— На ваш взгляд, в чем секрет успеха любого регионального издания?
— Это разумная финансово-хозяйственная деятельность: умение работать с рекламой, умение сократить расходы. Также очень важно быть ближе к читателю, жить его интересами и соответствовать его ожиданиям.

Дмитрий СИМОНОВ, www.websmi.by



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *