Кое-что о внешней политике Китая и его позиции по отношению к Беларуси.
Постсоветское пространство было и остается важнейшим регионом для Китая (в том числе, принимая во внимание 11 тыс. километров сухопутной границы).
Для Китая сегодня нет вопроса, развивать ли отношения с постсоветскими странами, есть только вопрос, как эффективнее это делать.
В китайском дипломатическом лексиконе нет такого понятия как «союзник» — высшей степенью сотрудничества является стратегическое партнерство.
Его удостоены около 30 стран, в их числе и Беларусь.
Однако это не означает, что Китай экономически с ними взаимодействует на каких-то эксклюзивных условиях. В торгово-экономических отношениях Китай придерживается логики прагматизма и стремится к взаимодействию на основе правил ВТО.
Последнее очень важно для понимания позиции Китая относительно экономической интеграции на постсоветском пространстве. Он будет ее приветствовать лишь в том случае, если ее нормы и правила будут гармонизированы с принятыми в рамках ВТО.
Так что Китай пристально и с большим интересом следит за евразийской интеграцией и надеется, что создание ЕЭП (а в дальнейшем Евразийского Экономического союза) не нарушит сложившихся торгово-экономических связей его участников с Китаем, а будет способствовать их развитию.
По итогам первого года работы ЕЭП, торговый оборот Китая с Беларусью вырос до 3 млрд. долларов, он также несколько подрос с Россией, а вот с Казахстаном – упал. И это не осталось незамеченным в Пекине.
Китай очень продуманно подходит к инвестированию за границей. Несмотря на огромные валютные резервы, разбрасываться ими в Пекине не намерены.
Хотя заграничные инвестиции и наращиваются темпами по 30-40% в год, суммарно они пока достигли 300 млрд. долларов.
Например, в экономику России сегодня вложено около 3 миллиардов долларов. Поэтому готовность вложить в проекты на территории Беларуси до 30 миллиардов долларов о чем-то да говорит.
При этом Китай крайне волнует тема защиты своих инвестиций. Если он вкладывает деньги, то в дальнейшем максимально стремится защитить безопасность своих вложений от любой нестабильности, будь то политического или экономического характера.
Китай поддерживает независимость Беларуси и ее право на собственный путь развития. Ведь и он идет собственным путем. При этом китайские эксперты подчеркивают, что их модель – не для экспорта, не для копирования. Она соответствует уникальным особенностям страны. Она идет от жизни. И в белорусской модели они одобряют то, что она основана на таком же принципе.
Впрочем, интерес в Китае к нашему опыту экономической трансформации и социальной политики, похоже, не просто дань вежливости. Для китайских экспертов действительно важно найти оптимальные пропорции между потребностями экономического роста и объемом социальных обязательств государства. И то, что они в этом плане наблюдают в Беларуси, вызывает у них большее одобрение, нежели то, что они наблюдают сегодня в странах ЕС.
Кстати, правительства стран ЕС, в особенности, центральноевропейских, сейчас буквально выстроились в очередь за китайскими инвестициями. Это особенно было заметно во время мартовской встречи премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао с главами правительств этих стран. Но там Китаю предлагают вкладываться в государственные облигации, что в условиях кризиса сложно рассматривать как привлекательную сделку.
Можно не сомневаться, что практические шаги, которые Беларусь предприняла по реализации проекта Китайского-белорусского индустриального парка, выводят двусторонние отношения на новый уровень. Внушительные китайские инвестиции, которые планируется осуществить в Беларуси, станут фактором, который должны будут учитывать наши ближние и дальние соседи.