Когда стихают аплодисменты

Блоги

Годовщина начала «революции через социальную сеть» в Беларуси прошла почти незамеченной. Несколько статей, вялые комментарии – и только. Ветераны не собираются группками в скверах. Никакая гражданская инициатива не отбила памятную медаль или хотя бы значок под интригующим названием «Я хлопал и молчал». Модераторы не выпустили серию мемуаров с первой фразой: «Дневников в революцию я не вел, оставлял только записи в личке». Ни научных конференций, ни круглых столов, ни обобщения опыта. А как все начиналось…

В прошлом году Беларусь изрядно шарахнуло волной мирового экономического кризиса, усугубленного безалаберностью чиновников. Инфляция и девальвация стали самыми повторяемыми словами. Противникам Александра Лукашенко показалось, что на этом совсем не благоприятном экономическом фоне власть не удержится. Западные дипломаты откладывали свои отпуска, ожидая политического коллапса. Нужен был толчок, импульс. Но «традиционная оппозиция» после событий 19 декабря была деморализована, разбита и не могла выдать ничего продуктивного, кроме очередных склок и требования новых субсидий. А деньги, те самые 80 миллионов евро, обещанные Евросоюзом и США на свержение конституционного строя в Минске, нужно было осваивать.

И западные спецслужбы вытянули из загашника «общественного активиста», который хоть и не блистал лидерскими качествами и харизмой, но зато и не сильно загадился во внутренних разборках – Вячеслава Дианова. Его назначили «модератором революции». В Кракове сняли офис, приставили охрану, зарегистрировали в популярной русскоязычной социальной сети «ВКонтакте» группу «Революция через социальную сеть» и понеслась!

«Пробой пера» стала акция «СТОП-бензин», направленная против подорожания цен на топливо. А 8 июня состоялась и первая «революционная среда».

Собственно говоря, сами акции представляли собой не что иное, как флешмобы, которые отличались следующими признаками: 1) участники собирались в определенное время (в среду вечером), исключение составил только День независимости 3 июля, 2) как правило, в заранее оговоренном месте, 3) не использовали лозунгов, речевок, наглядной агитации, 4) проявляли себя громкими публичными хлопками.

Новым стал только способ мобилизации – социальная сеть.

Признаемся честно, не все во власти оказались готовы к подобной новой форме работы своих противников. В конце весны солидные государственные мужи были заняты ликвидацией последствий воздействия финансовой лихорадки на население. РЧСС подкралась незаметно. Больше всего напрягала регулярность повторения акций. Первые недели была заметна нервозность и даже некоторая растерянность.

Но белорусская власть проявила креатив не меньший, чем ее оппоненты, а по конечному результату даже превзошла их, доказав свою высокую выживаемость в различных условиях. Действовали по принципу «Получи, фашист, гранату!» Итак, вы говорите, что это не массовые акции? Отлично! Тогда и задерживать вас будут вроде как не совсем и правоохранительные органы, просто крепкие парни, настойчиво и немного брутально препровождающие вас в автобусы, внешне напоминающие маршрутки. Вы хотите оккупировать центральные площади и улицы? Супер! Но там в это время будет проходить репетиция парада или просто репетиция чего-нибудь.

Пик противостояния пришелся на 3 июля – День независимости Беларуси, когда должен был состояться военный парад. Власти сумели не допустить каких-либо серьезных провокаций. Тогда же к уличным акциям в Беларуси было привлечено и максимальное внимание зарубежных СМИ. Канал Euronews откровенно лгал, заявив в эфире, что состоялось шествие протестующих от Привокзальной площади до Октябрьской, где якобы проходил парад. Это информационное сообщение стало рекордным по количеству неадекватной информации.

Вообще, было запущенно большое количество информационных уток: задержана беременная женщина, которая якобы потеряла ребенка, осужден однорукий инвалид якобы за аплодисменты (на самом деле, за нарушение общественного порядка), арестована собака, в отделение милиции доставлен дедушка с ребенком за то, что играл в «ладушки» и т.д. Правда, нужно отметить, что организаторы акций действительно неоднократно использовали детей как живой щит.

Однако уже после 3 июля уличные выступления сошли на нет и все попытки организаторов их возобновить ни к чему не привели.

Каковы же выводы? Идеологи РЧСС просчитались сразу по нескольким позициям. Во-первых, время для акций было выбрано крайне неудачно – лето, отпускная и дачная пора, когда пустеют большие города, а студенты разъезжаются по домам. Во-вторых, не была ясна конечная цель, отсутствовали четкие лозунги. Многие приходили на акции по приколу. Но таким образом удержать людей надолго невозможно. В-третьих, акции так и не выявили новых лидеров. Вячеслав Дианов остался всего-навсего мемом, а не реальным человеком. Большинство даже среди тех, кто зарегистрировался в группе РЧСС, не знают, как выглядит революционный модератор. В-четвертых, организаторы увлеклись игрой. Постоянная смена сценариев дезориентировала и раздражала потенциальных участников.

К очевидным успехам авторов уличных акций следует отнести кампанию по дискредитации правоохранительных органов, прежде всего милиции. Серия провокаций, запуск специальных роликов в Интернете – все это, нужно отметить, имело определенный деморализующий эффект, но решающим фактором так и не стало.

Да, и еще одно наблюдение – у протестующих не было фарта. Я не помню ни одной их акции, которая проходила бы при благоприятной погоде. А проливной дождь 29 июня просто-таки вырубил их окончательно.

Власть, опираясь на диалектическое (и более рационалистическое) понимание истории вовремя обезопасила потенциально протестные социальные слои – рабочих (которым всегда нечего терять) и студентов (у которых еще вся жизнь впереди). В заводских и вузовских столовых были практически заморожены цены. Для этого задействовались специальные резервы, даже изменялась технология разделки свиных туш, чтобы удешевить стоимость конечного продукта. Потенциальный «протестун» не мог подойти и на пушечный выстрел к заводской проходной. Для студентов в Минске (а исход революции всегда решается в столице) был введен бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта. Общежития принимали максимальное количество нуждающихся (в том числе и за счет уплотнения в комнатах). Еще чуть-чуть и преподавателям могли рекомендовать не ставить студентам на экзаменах оценки ниже «шести», но протестные акции к осени заглохли.

Белорусская власть не просто круто повернулась в сторону Интернета, она сделала его частью своей жизни. Раньше многие высокие начальники гордились тем, что ни разу не открывали крышку служебного ноутбука. Не царское это дело – секретарша напечатает. Сейчас даже мелкие чиновники обзаводятся планшетами, шпарят на олбанском и готовы согласовывать докладные через Facebook. Слово «социалка» приобрело двойной смысл.

Уличные акции показали, что виртуальным может быть не только секс, но и политика. В группе «ВКонтакте» регистрировались десятки тысяч потенциальных участников, а в реальности на улицы выходили две-три тысячи. И дело здесь не в страхе, а в том, что те, кто привык высказывать свои чувства, эмоции, пристрастия и даже реализовывать низменные инстинкты исключительно глядя в экран, не видят необходимости и свои политические настроения отражать иначе.

Провал летних протестных акций стал очевидным успехом старой оппозиции. Традиционные лидеры с опаской, которая просто-таки бросалась в глаза, наблюдали за неконтролируемой ими активностью. Прекращение акций вызвало у них явное облегчение.

Прошлым летом противники белорусской власти потерпели очередное и сокрушительное поражение. Они не только не добились свержения власти, но даже убедительной массовости своих акций, которые останутся просто яркой и забавной страницей отечественной истории. Но ведь они же на этом не успокоятся. Что-то там такое новенькое зреет в их головах? Как говорится, немец и поляк придумают, а белорусу расхлебывай. Ну да ничего, перемолотим и новые задумки. Руку набили!



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *