Упс!

Блоги

Именно такое восклицание не могло не вырваться после ознакомления с фееричным спичем министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса на прошлой неделе. В интервью представителю центра Cаrnegie Europe глава внешнеполитического ведомства соседней с Беларусью страны наговорил сорок бочек арестантов (уж извините за двусмысленный каламбур!), но суть его выступления сводилась к следующему:

1) лично Ажубалис устал от белорусской оппозиции,
2) причина жуткой усталости – раздробленность и вялость белорусских оппозиционеров,
3) здесь лучше процитировать: «Вместе с нашими друзьями в Америке нам нужно начинать думать о переходном совете. Мы должны создать альтернативный центр силы. Такая параллельная структура могла бы найти отклик в стране». Речь, понятное дело, идет о Беларуси.

Первые две позиции не вызвали никакого резонанса, поскольку личный дискомфорт литовского министра мало кого волнует, кроме его близких. А грубые слова в адрес нерадивых белорусских оппозиционеров на Западе чередуются с «восхищением их стойкостью и мужеством» и стали обыденной словесной шелухой.

Но последнее процитированное заявление представляет собой любопытный случай. Я пытался припомнить еще один пример такой откровенности в истории дипломатии и, честно скажу, не смог. Министр иностранных дел Литвы чистосердечно признался, что главной целью его курса в отношении Беларуси является не укрепление добрососедства, развитие экономического и культурного сотрудничества, а свержение конституционного строя и создание незаконных органов власти.

Не лишним будет напомнить, что Беларусь является одним из ключевых внешнеэкономических партнеров Литвы. Объем товарооборота между двумя странами в прошлом году превысил 1 млрд. долларов США. Особую роль играет порт Клайпеда, в общем объеме перевалки которого белорусские грузы занимают более 30 %. В этих условиях затевать открытую дипломатическую борьбу с Минском, мягко говоря, неумно.

Впрочем, литовский МИД уже не первый раз отличается невразумительными ляпсусами на белорусском направлении. Автору этих строк самому приходилось ловить литовских дипломатов на откровенной лжи.

В апреле текущего года посол Республики Беларусь в Вильнюса Владимир Дражин призвал литовских коллег задуматься о вреде санкций для двухсторонних отношений. В ответ МИД Литвы попытался «вразумить» посла, назвав его высказывания тенденциозными. И тут же получил оплеуху со своей же стороны – от министра транспорта Элигиюса Масюлиса, который фактически поддержал позицию белорусского диппредставителя.

После этих и других инцидентов вполне напрашивался вывод, что дипломатия бывает хорошая, плохая и литовская. И все же это было бы опрометчивое умозаключение. Ажубалисы приходят и уходят, а Литве и Беларуси Богом и историей суждено быть соседями на века.

Что касается самого виновника скандала, который по нелепому стечению обстоятельств является министром иностранных дел Литвы, то его действия  подпадают сразу под несколько статей Уголовного кодекса Республики Беларусь. По части первой статьи 357 за «заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем» предусмотрено лишение свободы на срок от 8 до 12 лет. Заявления Ажубалиса можно квалифицировать и по части 3 статьи 361 «Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности, совершенные с использованием средств массовой информации». Наказание здесь не такое сурово – от 2 до 5 лет. Но и этого хватило бы, чтобы отправить высокопоставленного болтуна шить тапочки куда-нибудь под Оршу.

Впрочем, белорусские власти не стали грозить уставшему министру судом. По степени сарказма ответ белорусского МИДа вполне соответствовал уровню заявления Ажубалиса Остается только пожалеть, что внешней политикой Литвы заведует человек, который всерьез полагает, будто некий «альтернативный центр силы» мог бы пользоваться поддержкой в Беларуси.

Но здесь, чтобы господин Ажубалис не расслаблялся, сделал заявление отставной полковник Бородач. Он известен тем, что его, как чертика из табакерки, достают западные пропагандисты, когда нужно разоблачить очередные «происки белорусских спецслужб». Права, права народная пословица, которая гласит, что «бывших» не бывает. Бородач предложил создать «альтернативный центр силы» из беглых сотрудников спецслужб и офицеров. На сногсшибательную (без всякого преувеличения) инициативу тут же откликнулся политолог Валерий Карбалевич. Он назвал этот проект оппозиционной хунтой в изгнании и признался, что такой экзотики мир еще не видел. Мы с Валерием Ивановичем редко сходимся в оценках, но в данном случае подписываюсь почти под каждым словом. Единственная поправочка – ничто не ново под луной. Были и хунты в изгнании, но кончалось это всегда плохо и для самих участников, и для тех стран, над которыми ставили подобные эксперименты.

Короче говоря, чудаковатый Ажубалис породил своей ахинеей небольшую бурю в стакане. Самого же его можно только пожалеть. В злополучном интервью в череде неожиданных признаний есть и такое: для реализации озвученных планов «абсолютно необходимо иметь Америку в команде». Трудно сказать, входит ли в планы Америки быть в команде Ажубалиса, но то, что она имеет его, как и многих других деятелей из «Новой Европы», вполне очевидно. В этом и состоит трагедия господина Ажубалиса. Он не является самостоятельным политиком. Возникают определенные сомнения, политик ли он вообще. Я не исключаю, что от понимания собственной обреченности бедолага впал в депрессию и прибегает к старому проверенному способу лечения, отсюда и все его несуразные выступления. Что же, пьянство не грех, но ведь закусывать же надо, господин Ажубалис! И если Вы одумаетесь, встанете на путь исправления и будете вести себя хорошо, то я Вам посоветую рецепт одной замечательной закуски, которая поможет держать себя в форме и не раскисать в ответственный момент.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *