Когда приезжаю в командировку в глубинку, то в гостинице первым делом включаю телевизор. Всю панораму жизни региона вот так, с ходу, не охватишь, а местное ТВ оперативно расскажет обо всем, что происходит в районе, области. Именно за это «свои» телеканалы любят и жители. О популярности регионального телевидения свидетельствуют и итоги «Телевершины-2012»: награды получили сотрудники не только областных, но и районных студий.
Есть чему поучиться
В этом году на телеконкурс подали заявки более 30 телекомпаний страны, и 24 — из регионов.
— Экспертам было непросто выбрать лидеров — достойных работ оказалось много. И региональные компании на равных конкурировали с республиканскими, — оценивает «Телевершину-2012» сопредседатель жюри конкурса, заместитель министра информации Дмитрий Шедко.
Член жюри «Телевершины», завкафедрой ТВ и радиовещания Института журналистики БГУ Вячеслав Булацкий подметил тенденцию:
— Растет мастерство коллег, работающих в регионах страны. Их профессиональный уровень достаточно высок.
Галина Злобенко, старший преподаватель Белгосакадемии искусств, сценарист, член правления Белорусского союза кинематографистов, на протяжении многих лет член жюри «Телевершины», солидарна с коллегой:
— Надо отдать должное телерадиокомпании «Брест»: у них настоящее игровое и документальное киноискусство. Порадовало и молодечненское ТВ, чьи общественно-политические программы члены жюри смотрели не отрываясь. Лидские тележурналисты вышли вперед и не теряют своих позиций.
— Как вы считаете, почему региональное ТВ порой более динамично, чем центральные каналы?
— В глубинке журналист ближе к своему зрителю: он рассказывает о соседях. И поэтому местное ТВ охотно смотрят.
Людмила Ковалева, заместитель генерального директора Столичного телевидения, член жюри «Телевершины», также признает:
— Региональные компании показывают хорошие результаты в таких сферах, как информационное, общественно-политическое вещание, документалистика.
Краткость — сестра таланта
Лучшей новостной программой регионального ТВ на «Телевершине» признали проект «Новости. Время местное» молодечненской телевещательной сети «УП «Коммунальник». В интернете можно найти многие репортажи молодечненцев. Среди них мне запомнились материалы Максима Слижа. Один из них — о последней скульптуре Владимира Жбанова «Глашатай». Статую установили на площади Старое Место. Также из сюжета Максима я узнал, что в Молодечно будут выпускать электронные баяны — ручной работы и под заказ.
Молодечненское ТВ вещает не только на город и окрестности, но и на соседний Вилейский район. И вскоре там будет развиваться своя «кнопка».
Сергей Козел, директор молодечненского телеканала, объяснил, почему их новости — лучшие в стране:
— Наши операторы умеют видеть картинку. А ведущие могут преподнести любую информацию так, чтобы заинтересовать зрителя. Наш принцип работы — краткость и оперативность. Как находим горячие темы? Слушаем, о чем говорят люди на улицах, в транспорте и отзываемся на то, что наболело.
На всем своем
Вероника Левдорович с Лидского телерадиообъединения признана нынче лучшей ведущей регионального телевидения. Лидчане также получили первое место за лучший региональный проект года — «Талант ли Вы?» (автор Оксана Банцевич) — о неординарных людях: народных мастерах, умельцах.
Нина Позняк, главный редактор Лидского ТРО, раскрыла секрет успеха:
— Первое место мы заслужили. И не впервые. Победителями в номинации «Лучшая ведущая» были в прошлые годы Виктория Урбанович c молодежной программой «Лайф стайл» и моя дочь Лида — она ведет в прямом эфире передачу «Из первых уст».
— Чем, считаете, покорила жюри Вероника Левдорович?
— У нее своя программа «Для маленькой компании» — детская развлекательная передача, которая, кстати, не раз номинировалась на «Телевершину». А секрет популярности прост: лидские телеведущие — красивые и умные. И главное: все наши — местного «производства» и «закваски».
— Насколько популярен ваш канал?
— Наши передачи и ведущих любят лидчане и жители еще 4 окрестных районов. Потому что мы к народу ближе и самодостаточны. Могли бы делать программы для центральных телеканалов — было бы желание с их стороны.
Кадры держат марку
Лучшим оператором на «Телевершине» в этом году назвали Руслана Силюка, снимавшего фильм «Декольте Марины Мнишек», а лучшим сценаристом — Александру Красько за сценарий программы «Брестская крепость-герой».
Лариса Добродомова, директор ТРК «Брест», своим сотрудниками давно пророчила заслуженные награды:
— Фильм «Декольте Марины Мнишек» был снят по заказу Белтелерадиокомпании. Нас заметили в Минске после того, как несколько лет назад еще один наш фильм «Страсть и власть» взял «Телевершину» в номинации «Лучшая культурно-просветительская программа».
— Чем работа брестского ТВ отличается от других областных студий?
— Тем, что Белтелерадиокомпания регулярно заказывает у нас проекты. Плохие программы ведь никто не станет покупать. Мы соответственно держим марку — готовим продукт, который будет продаваться.
— Раскроете секрет мастерства ваших сотрудников?
— Руслан к нам пришел много лет назад, после окончания техникума работал осветителем. Однажды нужно было снимать передачу, а рук не хватало. Силюку дали камеру — и он сразу взял интересный план. У него, видимо, глаз «заточен». Так он стал сначала ассистентом, а потом и самостоятельным оператором.
— А если бы не тот случай, проявил бы Руслан свой талант?
— Способных людей много. Но вы правы: нужна еще возможность себя реализовать. Тут все решают случай и трудолюбие. Впрочем, у нас всегда работали лучшие в стране телеоператоры. Полвека назад, когда только открылась брестская телестудия, ее прославил Иосиф Пранько: в 1964 году его фильм «Песнь о лесном великане» получил награду в Монреале.
— Александра Красько также продолжает славные традиции?
— Сашу мы взяли на работу сразу после школы, потому что ей интересно было писать. Дали возможность проявить свой талант — и вот она работает на телевидении уже 10 лет. Интересуется историей, социальными проблемами, очень неравнодушна к происходящему вокруг, тонко чувствует телевидение. В ее программах много эффектных постановочных кадров. Она четко расставляет акценты в передаче, понимая, как тема должна заиграть, чтобы затронуть душу человека. Сашу хочется смотреть и слушать.
Лариса Добродомова ищет и растит новые кадры. И по праву гордится теми коллегами, которые сейчас работают в Минске, в Москве:
— Первую «Телевершину» брестскому ТВ принес фильм о Великом княжестве Литовском, созданный творческой командой во главе с Александром Бугровым. Он пришел на студию зеленым десятиклассником. После школы сразу же был зачислен в штат, поработал несколько лет и отправился на вольные хлеба. Сегодня имя Бугрова встречается в титрах не только белорусских, но и зарубежных проектов. Но Саша продолжает сотрудничать и с нашей телекомпанией.
Региональное телевидение разное, но уже не местечковое, а самодостаточное и современное. Местные телеканалы идут в ногу со временем, и поэтому их смотрят тысячи зрителей от Лиды до Бреста.
Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня