Известный российско-американский политолог Николай Злобин как-то поведал одну занимательную историю. В свой первый приезд в Соединенные Штаты (на закате советской эпохи) он практически не владел английским языком. Тогда сердобольный студент, приставленный к заезжему специалисту в качестве ассистента, посоветовал ему весьма хитроумный, но в то же время простой способ поддерживать беседу с американцами при помощи всего двух коротких фраз. Предположим, собеседник что-то говорит, делает паузу, ожидая вашу реакцию, а вы ему: «Really?» (В самом деле?). Он, довольный неподдельным вниманием, продолжает, и в конце разговора вы можете вставить: «And so?» (Ну и что?). Итак, диалог вроде бы и состоялся.
Стилистика общения (диалогом пока это назвать трудно) между Беларусью и Западом на уровне официальных властей и дипломатов весьма напоминает описанный Николаем Васильевичем случай. Представители Минска пытаются объяснить, аргументировать свою позицию, а в ответ слышат раздраженное: «Really?». В свою очередь, ЕС-овцы и американцы грозят санкциями, всячески демонстрируют пренебрежение к собеседникам, на что раздается горделиво-вызывающее «And so?».
Однако лексикон этого разговора постепенно расширяется, поскольку стороны заинтересованы в сотрудничестве. Даже если им приходится воротить при этом носы.
Республика Беларусь просто-таки обречена взаимодействовать со своим крупнейшим внешнеторговым партнером и ближайшим соседом – ЕС. Не могут, естественно, в Минске игнорировать и самый влиятельный центр силы на планете – Соединенные Штаты.
Какие же резоны Западу (прежде всего, ЕС) идти на контакт и постепенное, пусть и непоследовательное сближение с Александром Лукашенко? Причин на то несколько.
И первая из них – это Россия. Да, сейчас одна из ключевых фраз, которую можно услышать от западных партнеров: «Не пугайте нас Россией. Этот номер больше не пройдет. Мы не поступимся ценностями ради геополитических интересов». Но когда это повторяется с назойливым постоянством, как заученная мантра, то начинаешь понимать, что именно усиление влияния Москвы в восточноевропейском регионе и пугает Запад. В тамошних столицах прекрасно отдают себе отчет в том, что если основные куски собственности в Беларуси перейдут в руки российского бизнеса, то рассчитывать на «европеизацию» этой страны уже не придется, и она будет потеряна для Запада если не навсегда, то надолго.
Серьезным катализатором сближения (если можно в данном случае употребить подобный термин) ЕС и Беларуси стала определенность с возвращением на президентский пост Владимира Путина. В западных столицах это вызвало серьезную тревогу. Для Минска в данном случае беспокоиться не о чем, скорее наоборот. Победа «старого, доброго» Путина означает, что в ближайшем будущем ожидать некоего компромисса или же договоренности о совместной политике в отношении Беларуси между Россией, США и ЕС не приходится.
Кроме того, на Западе прошла эйфория от арабских революций. Стало ясно, что ни тунисский, ни египетский, ни, тем более, ливийский сценарий в Беларуси не сработает. Волна «сетевой революции» захлебнулась, так толком и не начавшись. А попытка ее осеннего возрождения и вовсе оказалась смехотворной. При подобном раскладе предсказания «бегства Александра Лукашенко из страны» так и остались фантазиями их авторов.
Да и расчет на то, что экономический кризис обрушит политическую систему в Беларуси, не оправдался. Минск сумел создать валютную подушку безопасности и без помощи ЕС и США и начал постепенно, но уверенно выходить из девальвационно-инфляционного пике.
Собственно говоря, неизбежность урегулирования отношений Беларуси и Запада была очевидна сразу после событий декабря 2010 года. Не менее ясным было и то, что с обеих сторон взаимные уступки будут сопровождаться арьергардными боями, клубами порохового пропагандистского дыма и оплевыванием друг друга в стиле «Сам дурак!».
Что было самым неожиданным – так это скорость, с которой происходит если не потепление, то оттаивание отношений. Во многом это связано с провалом западных попыток организовать тотальную международную изоляцию Беларуси.
Несмотря на обсуждение ситуации в Беларуси в Совете по правам человека ООН, шансы протащить антибелорусскую резолюцию через Совет безопасности, практически равны нулю, пока правом вето там обладают Россия и Китай.
Внутри самого ЕС образовалась группа государств (по крайней мере, их три – Италия, Литва и Латвия), которые блокировали на протяжении всех этих непростых месяцев самые жесткие резолюции в отношении Беларуси. В результате дело ограничилось символическим «запретом на въезд». Забавными выглядят «экономические санкции» со стороны США в отношении ряда белорусских компаний. При этом все более-менее разбирающиеся в ситуации люди подтвердят, что главные экономические партнеры Соединенных Штатов в Беларуси – это не нефтяники и не химики, а IT-компании, выполняющие заказы ведущих американских корпораций, но бьюсь об заклад, что именно эти фирмы ни под какие санкции не попадут. В противном случае специально куплю и съем шляпу.
Самое серьезное поражение ЕС-овцы потерпели в рамках собственного дипломатического проекта «Восточное партнерство». В ноябре 2011 года саммит этой организации задумывался как публичная порка Беларуси. Казалось, все было заранее расписано, и каждый персонаж, как говаривал старик Холмс, появлялся строго в отведенное ему время. Но западных дипломатов ожидал холодный душ. «Новые партнеры» ЕС выступили единым фронтом в поддержку Беларуси. Главы государств и правительств Украины, Грузии, Армении, Азербайджана и Молдовы категорически отказались включать в итоговую резолюцию параграф, осуждающий Беларусь.
Мягко говоря, ничем окончился и пресловутый отзыв послов стран ЕС из Минска. Оказалось, достаточно пары примирительных заявлений с белорусской стороны, чтобы послы тихонько, без лишней помпы вернулись к исполнению своих обязанностей.
Весьма туманны и перспективы переноса Чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Резкий ответ, данный президентом Международной федерации хоккея Рене Фазелем немецким депутатам, инициировавшим такой перенос, походил на оплеуху сторонникам политизации спорта. Высокопоставленный спортивный руководитель заявил: «Дискриминация членов федерации по расовым, религиозным или политическим мотивам не допускается».
Несмотря на заведомое неравенство сил, Минск выходит победителем в политическом конфликте с Западом. Судите сами, сейчас из всех первоначальных требований США и ЕС, которые включали проведение перевыборов (без участия Александра Лукашенко), международное расследование событий 19 декабря и прочую бессмыслицу, осталось только освобождение т.н. «политзаключенных» (что и так бы произошло в ближайшем будущем) и их последующую реабилитацию. Причем последний пункт звучит все менее настойчиво.
Конечно, ожидать пламенной любви или резкого потепления отношений между Беларусью и Западом не приходится. Слишком сильно недоверие с обеих сторон. В Минске прекрасно осознают, что главной целью западных партнеров является свержение действующего в Беларуси строя. В свою очередь, на Западе понимают, что в Минске об этом знают. Ну и так далее по цепочке. И, тем не менее, стабилизация неизбежна. В общем, ничего нового – обычный стиль враждующих соседей из коммунальной квартиры, которые ссорятся, но при этом догадываются, что шансов разъехаться у них почти никаких.