Говорят, с возрастом у человека становится все меньше и меньше мечт. Вернее, бывшие некогда яркими, почти осязаемыми мечты блекнут, стираются, чтобы превратиться в некое воспоминание о несбывшемся будущем. У меня же все наоборот: судьба то и дело подбрасывает мне подарки в виде осуществления то одной, то другой заветной мечты. Так было с Китаем, где за последние два года удалось побывать даже дважды. Так случилось и с Волгой, попутешествовать по которой я все собиралась и собиралась во времена великого и могучего СССР, да так и не собралась. В новейшей же истории предпринять такое путешествие стало намного дороже, чем в Египты-Турции.
Помогла, как ни странно, капитальная ревизия журналистики, задуманная Союзом журналистов России и воплощенная на первом этапе в Международный семинар. Участников его и собрали на круизном теплоходе, следовавшем маршрутом Москва — Нижний Новгород. О сути развернувшихся в кают-компании жарких дискуссий обязательно расскажу отдельно. Сегодня — только зарисовки с дороги. Хотя нет, наверное зарисовки с реки. Или с канала имени Москвы. Ведь путь от “головы России” — Москвы до ее “кармана” — Нижнего Новгорода лежит через едва ли не двести километров уникального канала, через многочисленные водохранилища и, конечно, по Волге. До Стрелки, места, где она сливается с Окой и где Нижегородский кремль венчал некогда границу государства российского.
…Пароходы, как и прежде, провожают совсем не так, как поезда. Обязательно маршем “Прощание славянки”, заполняющим все каюты и палубы и все пространство Морского вокзала Первопрестольной, само здание которого — шедевр сталинского ампира — закрыто на все не начинающуюся реставрацию.
Первый же шлюз канала имени Москвы выгнал на палубу всех и вся. Следили с придыханием, как уходит вода, все ниже и ниже опускается корпус теплохода, а бетонные стены канала по обоим бортам становятся все выше и мрачнее, выливая сквозь отверстия в бетоне струйки темной застоявшейся воды. И солнце, такое яркое и щедрое еще четверть часа назад, уходит куда-то вверх, погружая в тень и теплоход, и его временных жителей. И вдруг, о чудо, створки массивных железных ворот начинают медленно отворяться. Сначала узкая полоска неба и воды становится все шире и шире. Наконец можно увидеть, что уровень воды в шлюзе и канале сравнялся, и наш белобокий “Александр Суворов” с красными трубами скользит дальше. Ко второму шлюзу, потом к самому интересному, с парусниками на колоннах, третьему, который мы проходим уже в сумерках.
Вечером с интересом дикарей следим за странными облаками над водой и только утром узнаем, что легкие эти облачка ночью превратились в тяжелый туман, из-за которого, развернувшись на 180 градусов, простоял наш теплоход недвижимо всю ночь. И что не попадем мы из-за этого в знаменитые Плёсы, и сократится программа пребывания в Костроме. Но что все эти огорчения по сравнению с тем, что прямо из воды вырастала вдруг 74-метровая колокольня Никольского собора близ города Калязина! И что в конце пути, стоя на высоком берегу Волги за стенами Нижегородского кремля, я могла видеть те же просторы, о которых мечтал в эмиграции Федор Шаляпин, с тоской писавший об этом Максиму Горькому.
А вы учите своих детей мечтать?