Камбалу от прочих рыб отличает то, что у нее оба глаза на одну сторону – образ жизни она ведет такой, придонный.
Страх в политике – не лучший советчик. Потому что, поддавшись ему, превращаешься в камбалу – сосредотачиваешь все внимание на источнике страха и придаешь гипертрофированное внимание каждому его телодвижению.
У некоторых «политических экспертов от Интернета» повадки камбалы – налицо (речь, разумеется, не идет о портретном сходстве). Все их рассуждения направлены на формирование в белорусском общественном мнении этакой востокофобии: мол, все угрозы для Беларуси исходят именно с этой стороны света, не проглотят русские, так сожрут китайцы. Поэтому смотреть надо в оба – но только в эту сторону.
Упомянул Путин в первый же день очередного президентства Союзное государство как внешнеполитический приоритет – «все, теперь-то нами займутся всерьез». Вспомнил Лукашенко в своем Послании о стратегическом партнерстве с Китаем – «все, теперь понаедут и захватят».
То есть, когда в те же дни представители МВФ (где первую скрипку играют ЕС и США) заявляют, что условием дальнейшего сотрудничества с фондом является масштабная приватизация в Беларуси, они это делают без задней мысли и исключительно из заботы о белорусском народе. И, разумеется, им абсолютно все равно, в чьи руки попадут приватизированные активы.
И когда польский Центр социально-экономических исследований (CASE, одна из ведущих европейских «фабрик мысли») проводит в апреле семинар на тему «Приватизация в Беларуси», то делает он из чисто академического интереса. И это никак не связано ни с интересной позицией МВФ, ни с дипломатическим конфликтом между ЕС и Беларусью. А представители внешнеполитической службы ЕС и Всемирного банка на этом мероприятии оказались исключительно благодаря своей врожденной симпатии к Беларуси и ее гражданам, подпитывающей их глубокий личный интерес к возможной приватизации в нашей стране.
Любой здравомыслящий человек понимает, что все внешнеполитические комбинации, так или иначе, основаны на старинном принципе “do ut des” – «даю тебе, чтобы ты дал мне». И когда одна страна проявляет интерес к участию в процессах в другой стране, она, безусловно, рассчитывает извлечь из этого определенную пользу. Другое дело, что дипломатический этикет не всегда позволяет политикам прямо говорить о таких вещах.
А вот когда человек, не связанный такими ограничениями, комментирует ситуацию, но при этом кивает только на одну сторону – дескать, караул, акулы с востока! – это и есть эффект камбалы, по-другому не назовешь.