Ситуация, с которой столкнулись белорусские журналисты, беспрецедентна для современного мира. 13 представителей СМИ были включены Советом Европейского союза в список лиц, которым запрещен въезд на территорию государств — участников ЕС.
Эти действия противоречат «Европейской хартии свободы прессы», принятой в Гамбурге 25 мая 2009 г. Пункт 3 хартии гласит: «Право журналистов на сбор и распространение информации и мнений не должно ставиться под угрозу, ограничиваться или являться поводом для санкций». То есть принятое руководством ЕС решение прямо противоречит документам, которые в свое время были им же одобрены.
Можно с уверенностью заявить, что белорусские журналисты подверглись санкциям со стороны ЕС исключительно по причине того, что отстаивали свою точку зрения накануне, во время и после завершения кампании по выборам Президента Республики Беларусь. И эта точка зрения пришлась не по душе политическому руководству стран ЕС. Таким образом, санкции Совета ЕС представляют собой наказание белорусских журналистов за свободное выражение ими своего мнения. А это прямое нарушение статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с дополнительными протоколами), статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., а также статьи 11 Хартии фундаментальных прав Европейского союза.
Решение Совета ЕС было принято до опубликования отчета ОБСЕ о выборах в Республике Беларусь, что также ставит под серьезные сомнения его обоснованность. Тем более что белорусские журналисты не принимали участия в организации выборов, равно как и в событиях, имевших место после выборов, обозначенных Советом ЕС в качестве основания для введения санкций. Очевидно, что в данном случае налицо преследование во внесудебном порядке за действия, которых журналисты не совершали и не могли совершить.
Кроме того, нарушено право белорусских журналистов на свободу передвижения, которое закреплено в статье 2 упомянутой конвенции. Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место факт дискриминации белорусских журналистов по признаку политических или иных убеждений.
На наш взгляд, речь идет о неприкрытом давлении на белорусские масс-медиа с целью принудить их к изменению редакционной политики и взглядов отдельных журналистов. Санкции ЕС не только направлены против тех сотрудников СМИ, которые включены в «черный список», но и дают ясный и недвусмысленный сигнал другим журналистам о том, какая жесткая реакция может последовать в случае, если информация и мнения, которые они распространяют, будут противоречить позиции руководства Евросоюза.
Считаем, что введение подобных санкций представляет собой опасный прецедент для всего журналистского сообщества.
В этих непростых обстоятельствах мы обращаемся к нашим коллегам с просьбой выразить солидарность, занять консолидированную позицию в отстаивании свободы слова, права на высказывание своей точки зрения, чести и достоинства людей, ставших жертвой организованной кампании клеветы и запугивания.
Председатель ОО «Белорусский союз журналистов» А.И. ЛЕМЕШЁНОК
————————————-
Belarusian Union of Journalists Appeal
The Council of European Union imposed travel bans on a number of Belarusian journalists – an unprecedented situation for the global community. Thirteen mass media people were banned from entering the EU member states. These sanctions breach the European Charter on Freedom of the Press adopted on May 25, 2009 in Hamburg. Article 3 of the Charter says: “The right of journalists and media to gather and disseminate information and opinions must not be threatened, restricted or made subject to punishment”. It appears that the EU leaders’ blacklisting a number of Belarusian media people contradicts the documents they once approved.
Certainly, sanctions were imposed on Belarusian journalists exclusively because they defended their viewpoint before, during and after the presidential election in Belarus. Being not happy with that point of view, the EU political leadership punished the Belarusian journalists for free expression of their opinion. These sanctions breach Article 10 of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms signed on November 4, 1950 (with protocols), Article 19 of the International Covenant on Civil and Political Rights adopted on December 16, 1966 and Article 11 of the Charter of Fundamental Rights of the European Union.
The EU Council passed this resolution before the OSCE published its report on elections in Belarus. This prompts us to think that it might have been biased, all the more so because Belarusian journalists did not take part either in the election arrangements or in the post-election events. Evidently, here we see extra-judicial prosecution for the acts that the journalists have not committed. Besides, the Belarusian journalists’ right to freedom of movement laid down in Article 2 of the abovementioned Convention has been violated.
Thus, the Belarusian journalists are facing discrimination for their political and other views.
In our opinion, this is undisguised pressure on the Belarusian mass media aiming at forcing them into altering their editorial policy and changing individual journalists’ standpoint. The EU sanctions have been imposed on blacklisted media representatives and communicate a clear message to other journalists implying a tough response that might follow the dissemination of information and opinions contradicting the EU leadership’s position.
We believe that imposing these sanctions is an undesirable precedent for the whole journalist community.
In these difficult circumstances we request our colleagues to express their solidarity and take a consolidated position in defending the freedom of speech, opinion and expression as well as the honor and dignity of people who fell victim to a pre-arranged slander and intimidation campaign.
Chairman of the Belarusian Union of Journalists
Anatoly LEMESHENOK