Все чаще мы повторяем афоризм новейшего времени: чего нет в Интернете – нет вообще.
В глазах поколения «детей Интернета» слабое присутствие органов власти в мировой паутине может стать фактором отчуждения между ними и властью. Если власть хочет быть ближе к этой части общества, ей нужна эффективная форма представительства в Сети, исторически сложившиеся лики власти теперь должны дополниться и кибер-ликами, в роли которых на практике выступают сайты госорганов.
Сегодня, слава Богу, уже никому не нужно доказывать, что они должны быть. Они есть. Вопрос в том, какими им быть. И кому заботиться об их эффективности.
Сайт госоргана – это нечто большее, чем электронная визитка или доска объявлений. Это существенная часть интернет-образа страны в целом.
И кто-то должен заниматься аудитом и мониторингом этого образа. Следить за тем, чтобы адекватная информация о стране присутствовала не просто в мировой паутине, а в ключевых точках доступа. Чтобы она охватывала все основные сегменты интересов интернет-аудитории. Чтобы государственные интернет-ресурсы шли в ногу с основными тенденциями глобального интернет-пространства: ориентация на мобильные устройства, интеграция с социальными сетями, мультимедийность.
Может ли этим успешно заниматься каждый госорган сам по себе? Навряд ли.
Годом раньше, годом позже мы должны будем прийти к тому, к чему пришла, к примеру, такая развитая в IT-сфере страна, как Канада: сосредоточить администрирование интернет-ресурсов госорганов в одних руках – путем создания специализированного государственного агентства.
Это разом снимет множество вопросов. У ведомств отпадет необходимость вводить в штат все новых специалистов для этой сферы, будет проще внедрить единые стандарты администрирования и взаимодействия интернет-ресурсов госорганов, будет отслеживаться целостная картина интернет-образа страны и своевременно приниматься меры по его коррекции.
Тем более что в Беларуси уже есть позитивный опыт такого рода: сегодня информационное агентство БелТА успешно сопровождает около сотни сайтов государственных органов. Правда, в большинстве своем это сайты местных органов власти.
Это модель взаимодействия может быть принята за основу. А далее возможны два решения: использование площадки БелТА или создание новой площадки, условно назовем ее «Национальным агентством государственных интернет-ресурсов». Оба имеют свои плюсы и минусы.